В пятницу, 2 января, «Левада-центр» опубликовал данные своего социального исследования о том, как и почему россияне врут во время социальных исследований.
Как выяснилось, выражать собственное мнение «по поводу текущих дел в стране» в соцопросах боятся 26% опрошенных центром. Почти половина респондентов уверены, что большинство наших сограждан неохотно высказывают свои взгляды, так как опасаются негативных последствий для себя. Такого мнения придерживаются 56% опрошенных.
Еще 20% считают, что «правда им самим неприятна», а 9% уверены, что люди лгут о своем мнении соцработникам, потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает.
Помимо тех 26%, кто боится выражать свое собственное мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах, 23% боятся делать это в кругуколлег, а 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье, говорят в «Левада-Центре».
Вместе с тем там поясняют, что данный опрос не ставит под сомнение реальность рейтингов Президента России.
- Ошибочно полагать, что рейтинг президента можно узнать, вычтя из официальных данных 26% тех, кто опасается выражать свое мнение социологам,— поясняет «Коммерсанту» заместитель директора «Левада-центра» Алексей ГРАЖДАНКИН. - Иногда люди в соцопросах высказываются более лояльно к власти, чем относятся к ней на самом деле, но в реальности смещение оценок происходит плюс-минус на 5%. Путина поддерживает молчаливое большинство, которое в обсуждениях в социальных сетях или среди коллег менее активно, чем оппоненты власти.
- Проблема социально одобряемых ответов существует не первый год, - говорит политтехнолог Константин КАЛАЧЕВ. - Это называется спираль молчания. Люди идут за большинством, боятся выделиться, суеверно предпочитают не будить лихо и отвечают заготовленными позитивными мантрами. Более точные результаты дают качественные исследования (фокус-группы, экспертные интервью). Насколько же сильно социально одобряемые ответы в количественных исследованиях искажают картинку и как с этим бороться — вопрос. Например, один и тот же человек может на вопрос “»Как Путин справился с проблемой падения рубля?» ответить «Плохо» и сказать «Да» на вопрос «Одобряете ли вы его деятельность на посту президента?». Или одновременно ответить утвердительно на вопросы «Вы за дружбу народов?» и «Вы согласны с тем, что Россия — для русских?». Многое зависит от формулировок.
Опрос проводился 20–23 ноября 2015 года среди 1600 человек в 48 регионах страны.
Источник: «Коммерсант»
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания www.kp40.ru или других изданий, чьи материалы размещены в ПДФ-архиве, как первоисточника информации.
В случае использования материалов на других сайтах обязательна активная гиперссылка на эти материалы, либо на главную страницу www.kp40.ru
Реклама в изданиях ООО "Агентство "Комсомольская правда - Калуга" и на сайте
Портал Калуги и области www.kp40.ru зарегистрирован как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 августа 2014 г. Регистрационный номер: Эл №ФС77-58967
Учредитель: ООО «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»
Главный редактор: Ивкин В.П.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Координаты для связи:
Адрес редакции: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36. Телефон/факс: +7(4842)79-04-54
E-mail редакции: [email protected], [email protected]
Отдел рекламы на сайте: [email protected]
Новости, размещенные в рубриках «Новости компаний» и "Новости партнеров" с тэгами «реклама», «городская дума», «законодательное собрание», «политика», «область», «Городской голова Калуги» публикуются на договорной, рекламно-информационной основе.