26% россиян боятся говорить социологам правду о своём мнении

А 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье.
14:56 22.01.2016
6 4542

В пятницу, 2 января, «Левада-центр» опубликовал данные своего социального исследования о том, как и почему россияне врут во время социальных исследований.

Как выяснилось, выражать собственное мнение «по поводу текущих дел в стране» в соцопросах боятся 26% опрошенных центром. Почти половина респондентов уверены, что большинство наших сограждан неохотно высказывают свои взгляды, так как опасаются негативных последствий для себя. Такого мнения придерживаются 56% опрошенных.

Еще 20% считают, что «правда им самим неприятна», а 9% уверены, что люди лгут о своем мнении соцработникам, потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает. 

Помимо тех 26%, кто боится выражать свое собственное мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах, 23% боятся делать это в кругуколлег, а 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье, говорят в «Левада-Центре».

Вместе с тем там поясняют, что данный опрос не ставит под сомнение реальность рейтингов Президента России.

- Ошибочно полагать, что рейтинг президента можно узнать, вычтя из официальных данных 26% тех, кто опасается выражать свое мнение социологам,— поясняет «Коммерсанту» заместитель директора «Левада-центра» Алексей ГРАЖДАНКИН. -  Иногда люди в соцопросах высказываются более лояльно к власти, чем относятся к ней на самом деле, но в реальности смещение оценок происходит плюс-минус на 5%. Путина поддерживает молчаливое большинство, которое в обсуждениях в социальных сетях или среди коллег менее активно, чем оппоненты власти.

 - Проблема социально одобряемых ответов существует не первый год, - говорит политтехнолог Константин КАЛАЧЕВ. - Это называется спираль молчания. Люди идут за большинством, боятся выделиться, суеверно предпочитают не будить лихо и отвечают заготовленными позитивными мантрами. Более точные результаты дают качественные исследования (фокус-группы, экспертные интервью). Насколько же сильно социально одобряемые ответы в количественных исследованиях искажают картинку и как с этим бороться — вопрос. Например, один и тот же человек может на вопрос “»Как Путин справился с проблемой падения рубля?» ответить «Плохо» и сказать «Да» на вопрос «Одобряете ли вы его деятельность на посту президента?». Или одновременно ответить утвердительно на вопросы «Вы за дружбу народов?» и «Вы согласны с тем, что Россия — для русских?». Многое зависит от формулировок.

Опрос проводился 20–23 ноября 2015 года среди 1600 человек в 48 регионах страны.

Источник: «Коммерсант» 
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

 


Новости по тегу
Лента настроения
4 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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