Какую историю нам отстаивать?
Продолжение. Начало — в № 20 .
Вспомним ещё несколько моментов.
Да, от Москвы немцев отогнали. Но летом 1942-го Гитлер опять обманул советское руководство. От него ждали нового рывка на столицу. А он бросил войска на юг, к Кавказу, чтобы захватить нефтяные промыслы. Всё тот же злой гений подсказал ему дьявольский план: не ударить в сердце страны, а перерезать артерию. Потому что нефть — это кровь войны.
Мы говорим о подвиге Сталинграда. Люди бились насмерть. Но необходимость сдержать здесь вражеские полчища тоже во многом — результат и цена ошибки.
Понятно, что город Сталина историки в итоге показали во всей красе. Но никто не вспоминает другой город. Где полегло более 400 тысяч советских солдат. И где немецкая машина, устремившись на юг, забуксовала. Он тоже был разрушен до основания. А линия фронта пролегла прямо по улицам. Это Воронеж.
Благодаря мужеству его защитников, разгромивших 26 немецких дивизий, возможно, выстоял и Сталинград. Судьба кампании 1942 года и всей войны решалась здесь.
Так, может, если мы хотим реально вспомнить, кто где отличился, пора пересмотреть статус города воинской славы, который ему со скрипом дали в 2008-м? И присвоить звание города-героя? Есть мнение, что именно наша дружба с венграми, чьи солдаты полегли здесь, не позволила сделать это в советское время.
Какой другой вопрос нельзя обойти?
Проблему коллаборационизма. У нас историю представляют так: против нацистов встал весь советский народ. Но я не очень вдохновляюсь. Потому что знаю, хоть это и не особо афишируется: около миллиона наших сограждан воевали на стороне Германии.
Новых фактов мне добавила работа над романом «Крымский мост» и над следующей книгой.
Есть общеизвестные вещи: кавказские дивизии, Русская освободительная армия предателя Власова. Но мало кто знает историю казачества. После оккупации Краснодарского и Ставропольского краёв вместе с немцами ушли около сотни тысяч казаков и членов их семей. Германия поставила над ними генерала фон Паннвица. И они участвовали в событиях Второй мировой.
Крымские татары — около 20 тысяч человек — пошли служить гитлеровцам. А потом говорим, Сталин обидел их ни за что. Как и многих других… Не буду называть поимённо.
Тут вспоминается ещё один рассказ фронтовика. С вражеской стороны кричит татарин своему знакомому: «Махмуд, иди сюда!» И три тысячи человек — его земляков — как один встают из наших окопов с поднятыми руками: уже готовы были сдаться и просто ждали сигнала.
Все эти истории никак не совмещаются с официальной версией.
Говорят, ничего серьёзного коллаборационистам не поручали. Но кому верить? Мой редактор в Венгрии видел роту солдат, которых власовцы вырезали во сне. Потомки предателей сегодня заявляют, что их деды бились против большевиков. А тут свидетельство живого человека. Партбилет у спящих красноармейцев перед смертью никто не спросил.
То есть воевали против всего нашего народа. И воспоминаниям солдата я верю больше. Как и его рассказу о том, как они поймали немца с Поволжья, который выдавал себя за уроженца Германии. Мол, не перебежчик, а просто рядовой вражеской армии — обычный пленный. Но в кармане у него нашли письмо на русском от немецкой возлюбленной и повесили как изменника Родины.
Как относиться к предателям?
Сегодняшние попытки оправдать воевавших на стороне врага, принять их мотивы, «войти в положение» тоже пора прекратить. Даже бандеровцев Хрущёв после смерти Сталина досрочно освободил из лагерей. Кто-то из них занял потом высокие посты. Оттуда зараза и пошла. Плоды пожинаем до сих пор. Поэтому с коллаборационизмом надо разобраться окончательно. Пресечь идеологические шатания. И назвать вещи своими именами.
Я для себя определился: национальное выше социального. Русский должен всегда быть со своим народом. Неважно, коммунист ты или расказаченный: когда идёт война на уничтожение твоей нации и захват твоей страны, нельзя поднимать руку друг на друга.
А что касается прочих народов, прежде чем каяться, нужно выяснить все факты. В своё время я разбирался с расстрелом польских офицеров в Катыни в
1940-м. Многие у нас по этому поводу посыпают голову пеплом. Но мало кто углубляется в мотивы Сталина. Туда привезли польских военных, жандармов, полицаев. Всех, кто согласно косвенным признакам мог участвовать в геноциде по отношению к красноармейцам, попавшим в плен в ходе Советско-польской войны 1919-1921 годов. Больше половины из тех русских солдат — десятки тысяч — домой не вернулись. Их уморили голодом, холодом, болезнями.
И я думаю, Иосиф Виссарионович как человек злопамятный просто посчитался с былыми врагами, причастными к делам 20-летней давности. А из остальных — собрал Войско польское, и они воевали на нашей стороне против немцев.
На абсолютную истину не претендую, но такая у меня точка зрения. Как у писателя. А профессиональные историки опять же пусть нам помогут.
Недомолвки создают почву для домыслов и искажений. В станице Еланской в Ростовской области есть музей белого казачества, где живописуют ужасы, которые реально творила советская власть в их краях. Но выводы из этого делают, ведущие к дальнейшему расколу. А он недопустим.
Наконец, ещё один важнейший вопрос.
Разберёмся с «повторной оккупацией»?
Нас обвиняют в том, что после разгрома нацистов было не освобождение, а повторная оккупация Европы. Не буду углубляться в цифры по поводу того, сколько денег мы вбухали в экономику этих стран. Хочу поразмышлять с точки зрения идеологической.
Когда немцы двинулись на Советский Союз, они исходили из теории расового превосходства: хотели расчленить страну и сделать нас рабами. И поступали в соответствии с этой теорией.
СССР был вооружён противоположной идеологией: интернационализмом. Мы фактически ставили другие народы выше собственного. И как могли их при этом обижать?
Снова посмотрим на факты. Страны соцлагеря всегда, до последних дней Советского Союза, жили лучше, чем метрополия. Мы ездили в Германию и раскрывали рот от тамошнего изобилия. В Венгрии, Польше, даже в Румынии тоже было всего полно.
Это оккупация? Когда слышу о ней, просто выхожу из себя. Как можно сравнивать два подхода?
А осуществлялась идеология интернационализма за счёт русского народа, который своей силой, своей кровью напитывал другие.
И мы же ещё всем оказались должны.
В завершение ещё раз подчеркну: накануне 75-летия Великой Победы абсолютно не хочу умалить её значение. И пусть заткнутся те, кто заявляет: не надо было воевать — пили бы немецкое пиво и ездили на «Мерседесах». Я знаю, как было бы. Мою мать-казачку в оккупации немцы хотели расстрелять только за то, что она была смуглой, похожей на цыганку. Хорошо, вступились местные станичники: «Наша она — не убивайте!»
Но важно, чтобы события минувших лет предстали перед нами в реальности. Давайте откроем архивы. Ответим на трудные и неприятные вопросы. Так наше прошлое окажется намного сложнее и интересней, чем препарированная в угоду политической конъюнктуре история. Зная правду, мы станем сильнее. И сможем по-настоящему свою историю защитить.
Книги Александра Лапина можно заказать по телефону: 79-04-54, добавочный: 102.