«Вова уроки делать не будет!»
О трудностях дистанционного обучения, объёмных домашних заданиях и досрочном окончании учебного года.
Сделать нервы
— «Дистанционка» в её нынешнем виде — это кошмар кошмаров, — сказала на днях одна моя подруга, мама троих школьников разного возраста. Почти каждый вечер она занимается тем, что успокаивает детей, которые рыдают из-за несделанных уроков: объём домашних заданий громадный, дети не успевают.
На днях созванивалась с другой подругой, у которой дочь учится в четвёртом классе. Она подтвердила: «домашки» очень много. Каждый день дети решают 10 номеров по математике, пишут четыре-пять упражнений по русскому, а ещё есть доклады по музыке, физкультуре, окружающему миру. Дочь, умница и отличница, с таким количеством заданий не справляется.
Эти случаи не единичные. Если на старте дистанционного обучения основные жалобы были связаны с техническими особенностями: не смог подключиться, «висит» система, не разобрался в программе и т. д. — то сейчас претензии родителей касаются, во‑первых, объёма домашней работы. Сообщениями на эту тему завалены все соцсети.
Во-вторых, родители жалуются на то, что им приходится объяснять детям новые темы. «Мы как бы не учителя! — возмущены они. — И вообще мы забыли школьную программу!»
Кто-то просит завершить учебный год досрочно: мол, толку от такого обучения всё равно ноль. По интернету пачками гуляют подборки с аудиосообщениями, которые получают учителя от возмущённых мам и пап. «Вова уроки делать не будет! Мы все из-за него поругались, он всем сделал нервы! — кричит в телефон бабушка. — Вот закончится карантин — пусть в школе сам занимается!»
«Усталость и психоз»
Непросто приходится и педагогам, хотя со стороны кому-то может показаться, что они практически в отпуске.
— На мой взгляд, дистанционное обучение забирает у учителей много личного времени, — считает учитель начальных классов школы № 5 г. Калуги Ирина МИХАЙЛОВА. — Во-первых, нужно подготовиться к уроку: найти материал, оформить его так, чтобы он был кратким, лаконичным и понятным для детей. Во-вторых, нужно не только проверить задания, но и проконтролировать, чтобы домашние работы выслали все дети. Задания они выполняют в разное время: одни делают это утром, другие — к обеду, третьи — к вечеру, а кто-то — через день-два, и всё это нужно отследить. В школе в этом плане проще: дети сразу сдали тетради, всех видно. Так что времени на работу у учителей сейчас уходит больше, чем раньше.
Некоторые педагоги совсем отчаялись. «Везде ругают учителей. Я преподаватель техникума. Двое детей: 3 года и 17 лет. Один компьютер на всех. Сыну — мультики, старшей — учёба, а мне свои пары отвести. Как быть? — написала калужанка Ирина С. в «Фейсбуке» на странице министра цифрового развития Калужской области Дмитрия Разумовского. — Честно. Усталость и психоз. Хочется на биржу труда. Нервы целы, а в деньгах не сильно и потеряем».
Выйти из зоны комфорта
Многие учителя говорят, что с нетерпением ждут, когда карантин закончится и школы снова откроются. Вот только, вряд ли это случится в нынешнем учебном году. В министерстве образования и науки дали понять, что доучиваться дети будут, скорее всего, дистанционно. О досрочном окончании учебного года речь не идёт. Он завершится 29 мая.
— Нам нужно продолжать учить детей, пусть даже такими несовершенными методами, — говорит глава министерства Александр АНИКЕЕВ. — Выбросить из школьного плана-графика два месяца и объявить вынужденные каникулы — слишком большая потеря.
В ответ на реплики: «Мы как бы не учителя!» — министр советует родителям выйти из зоны комфорта:
— Дорогие мои, придётся взять на себя какие-то функции учителя. Всё-таки это важно — помогать ребёнку в обучении. Многие родители, к сожалению, в большинстве своём, оказались к этому не готовы.
Снижаем планки
С жалобами по поводу объёмной домашней работы Александр Аникеев пообещал разобраться. Он считает, что такой проблемы быть не должно. За лояльное отношение к детям выступают и многие учителя. Они признают, что качество знаний, скорее всего, пострадает, но в сложившейся ситуации не это главное.
— Психологически сейчас, действительно, многим сложно. В некоторых семьях родители, несмотря на изоляцию, трудятся удалённо. Бывает так, что в доме с одного компьютера работают несколько человек: и взрослые, и дети. А если ребёнок не один, а двое-трое? — говорит Ирина Михайлова. — У кого-то есть маленькие дети, им тоже надо уделить время. Поэтому учителям нужно быть лояльными и не перегружать детей домашними заданиями. Это может стать поводом для конфликта в семье. В нынешней ситуации, когда люди много времени проводят друг с другом в замкнутом пространстве, это совсем не нужно. Наша задача — сделать так, чтобы дети хотели учиться даже в такие сложные моменты, как сейчас.
— Мы все оказались в ситуации ограниченных ресурсов, повышенного стресса и новой для большинства людей ситуации неопределённости, поэтому крайне важно уметь снижать ожидания. И от себя, и от учеников, — убеждена преподаватель английского языка из Москвы Елизавета Паремузова. — Самое главное сейчас — наши отношения, наши ценности. Очень важно их не растерять. Всё остальное — наверстаем!