Ушёл со скандалом и славой белой вороны
«Большого роста, крепко и коренасто сложённый,.. где бы ни появлялся Виктор Антонович, он привлекал общее внимание своим звучным голосом и в особенности своею чудесною головою, обрамлённою белоснежными сединами, — вспоминал об Арцимовиче известный российский адвокат Кони. — В добрых, живых, с глубоким то нежным, то проницательным взором глазах светилась теплота терпимой и прощающей души, а в улыбке крупного рта сквозила добродушная ирония или приветливость человека, благовоспитанного на старый лад».
В 1858 году калужским губернатором был назначен Виктор Антонович Арцимович.Родился Арцимович в 1820 году в Белостоке. Принадлежал к польскому дворянскому роду, по вероисповеданию — католик.
Это был уравновешенный, обладавший большой выдержкой человек. Вёл он себя достойно в любых ситуациях, за что его уважали при дворе. Николай I, всегда и всем «тыкавший», обращался к Арцимовичу исключительно на «вы».
В 1854 году Арцимович был назначен тобольским губернатором. Его предшественники оставили губернию в крайне расстроенном виде. Край был отдалённый, процветало взяточничество и пренебрежение законами. В канцеляриях лежали без движения целые склады бумаг, ничего не делалось. С первого же дня своего вступления в должность Арцимович принялся искоренять все эти безобразия, но ему связывала руки канцелярия генерал-губернатора Западной Сибири. Арцимович писал: «Власть начальника губернии здесь находится в параличе… Здесь привыкли не уважать губернаторскую власть, и голос её ничтожен». Предав суду наиболее зарвавшихся коррупционеров, Арцимович дал движение целому ряду нерешённых дел, заботился об улучшении тюрем, больниц, внешнего благоустройства городов.
В 1858 году он был переведён на должность калужского губернатора. Время пребывания в Калуге, по выражению Петра Обнинского, «может считаться кульминационным пунктом общественной деятельности Арцимовича».
Везде привлекал внимание
Арцимович достойно относился к подчинённым, что очень поразило калужан. По словам современников, «каждый обращающийся к нему совершенно забывал, что перед ним губернатор, генерал и звездоносец. Ни жеста, ни голоса, в которых чувствовалась бы какая-нибудь начальственная нотка…».
Виктор Антонович не играл в карты, редко посещал балы и различные вечера, практически не ходил в театр. В редкие свободные часы Арцимович любил расположиться с книжкой на диване и почитать что-нибудь по истории.
Приняв Калужскую губернию, Виктор Антонович заметил повсюду, особенно в суде, значительное число сверхштатных служителей и предложил «ограничить оных». Интересно, что пока губернское правление собирало необходимые сведения, чиновники «размножились» ещё больше. В самом губернском правлении было обнаружено 26 лишних человек.
Конкуренция
В Калуге Арцимович объявил войну откупщикам. Дело в том, что в России были введены винные откупа: право торговать крепкими спиртными напитками сдавали частникам на определённое время. Откупщики богатели. Чиновники и полицейские получали от них крупные взятки. Единственными конкурентами откупщикам были пивовары. Но откупщики навязывали калужанам водку, причём самого отвратительного качества, и натравливали на пивоваров полицию. Пивовары пожаловались Арцимовичу. Он устроил полицейским нагоняй.
К Арцимовичу обратился министр финансов Княжевич, потребовавший оказать «особенное покровительство откупщикам». Арцимович отвечал резко: «Особенное покровительство несовместимо с достоинством правительства». В результате несколько калужских чиновников и полицмейстер вынуждены были подать в отставку.
Против крепостного права
Калужский губернатор сдружился с декабристами Оболенским, Батеньковым, Свистуновым, Кашкиным и был против крепостного права. Жестоких помещиков стали судить, за это Арцимовича прозвали «красным» губернатором.
Помещики затаили злобу, в столицу полетели жалобы на крутые меры Арцимовича. О губернаторе говорилось и писалось, что он «развивает в крестьянах тлетворную мысль отрицания прав собственности». Во главе кампании стояли генерал-майор Мальцов, которому губернатор не позволил самовольно заковывать в кандалы своих рабочих, и лидер крепостников Потулов. Пользуясь связями в высших сферах, недоброжелатели всячески пытались дискредитировать Арцимовича при дворе в Санкт-Петербурге. В августе 1861 года, по представлению министра внутренних дел Валуева, в Калужскую губернию был послан для производства ревизии сенатор Капгер. Ревизия закончилась полной реабилитацией губернатора, все действия его были признаны вполне законными и достойными поощрения. Тем не менее Валуев в конце 1862 года настоял на удалении Арцимовича из Калуги.
Ушёл Арцимович со скандалом и славой белой вороны. Поселился в Петербурге. В отставку вышел в самом высоком генеральском чине и через год скончался. На похороны в столицу приехали калужские дворяне и привезли венок от жителей губернии.