«Мегапроекты – это здорово, но люди живут не на набережной»
В четверг, 19 сентября, в лектории ИКЦ главный архитектор Калуги Алексей Комов встретился со студентами, чтобы, как следует из названия проекта, провести «диалог на равных».
Тема не раскрыта
Перед началом мероприятия организаторы настойчиво отправляли всё прибывавшую молодёжь в передние ряды и просили убирать сумки вниз — «для картинки». Темой дискуссии была обозначена «Урбанистика и архитектура прямого действия», но живой ум творца рамок не признаёт, так что эти вопросы растворились среди пространных рассуждений обо всём на свете.
Ну а начал Алексей со своего любимого жанра — самопрезентации. Пунктирный рассказ об отце — знаменитом советском и российском скульпторе Олеге Комове (более 35 памятников по стране, из которых всего один — Ленина, произведения почти во всех российских музеях, стремление к нонконформизму) и протянувшееся красной линией всего выступления самолюбование: «в МАРХИ за меня бились два лучших факультета», «в течение года, куда бы я ни приходил, везде обсуждали мой диплом», «мы проводили воркшопы до того, как это стало мейнстримом», «на форуме «Таврида» наш образовательный проект был наравне с МАРХИ» и т. п.
Немного бюрократии
Во время выступления на стену проецировался слайд с полным наименованием комовской должности: заместитель начальника Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений городской управы города Калуги. Правда, по словам Алексея, столь громоздкой табличке висеть на его кабинете осталось недолго: систему ждёт реформирование. По идее Комова, в Калуге либо появится отдельное Управление архитектуры и градостроительства, либо в рамках уже существующего органа выделят аппарат главного архитектора.
— Сегодня функции главного архитектора в городе расшиты по множеству управлений — от экономики до образования, — акцентирует проблему Комов. — В нынешнем статусе замначальника управления невозможно координировать эту работу.
Три кита архитектурной школы
Алексей рассказал, что он со своим коллегой из области Олегом Стрекозиным хочет создать в Калуге Дом архитектора как место для обмена идеями в профессиональном сообществе. Помимо крепкого профильного комьюнити, по мнению Комова, важны сильное архитектурное управление и образовательная база. Рассказал он и о своём видении задач главного архитектора.
— Мегапроекты — это здорово, но люди живут в городе, а не на набережной, — тонко намекает Комов на один из подобных проектов. — И именно правильное функционирование города как организма и есть задача главного архитектора. Вот сейчас у нас телега идёт впереди лошади — обсуждают изменения в ПЗЗ, а не занимаются генпланом, хотя должно быть наоборот. Я в чём-то наступаю на горло собственным амбициям. Мне как главному архитектору важно не построить какой-то мегаобъект, а взять на себя функции модератора.
От Театралки до Правого берега
Когда слушатели начали задавать вопросы, одной из первых возникла тема реконструкции Театральной.
— Мои предшественники придумали программу «Старый город», которая в какой-то момент стала пробуксовывать, — отвечал Комов. — И история с Театральной — это один из локомотивов, который оживил программу. На будущий год она приобретёт системность. Я надеюсь, что в следующем году финансирование по программе будет увеличено, потому что 5 млн. рублей на охрану памятников — это просто позор. Мы воспринимаем наследие, как пожилых родителей, которых хочется сдать в Дом престарелых, чтобы не мешали жить. А ведь есть примеры, когда оно становится источником развития. Например, в Иркутске проект «130-й квартал» превратился в мегапроект преобразования иркутских кварталов. У них там и свой «Том Сойер Фест» есть — называется «Фасадник». И деревянные дома оказываются интересны бизнесу.
Рассказал Комов и о своём уже почти родном районе — Правобережье. Здесь главный архитектор чувствует себя, словно в Чертаново 70-х годов. И хотя у района есть свой характер и своя история, сейчас им никто не занимается. В планах у Комова — организовать воркшоп, посвящённый Правому берегу, подобный тому, что был по Театральной, и пригласить архитектурные бюро из разных городов.
Всё идеальное стремится к форме шара
Завершающим стал вопрос студента строительного техникума о районе у «шарика».
Формулировал парень авангардно, почти платоновским языком: «ваши предшественники неплохо наследили на въездной части лица нашего города» или «у города, как у организма, должно быть лицо, а у нашего оно, как у мартышки».
Несмотря на радикальность формулировок, в архитектуре вопрошающий оказался довольно ретрограден, и его мысль сводилась к тому, чтобы новые здания в центре строились в духе неоклассики.
Комов согласился, что на «шарике» было сделано много архитектурных и градостроительных ошибок, которые нужно исправлять, но смысла кардинально перестраивать этот район Алексей не видит. Зато глаз Комова как давнего ценителя советской архитектуры зацепился за нелепые балясины возле модернистского монумента Кербеля. Возможно, однажды стилистическое единство композиции памятника в честь 600-летия Калуги будет восстановлено.
Двухчасовое выступление Комова перед молодёжью завершилось общей фотографией. А об урбанистике, архитектуре прямого действия и о многом другом главарх Калуги будет готов прочитать горожанам лекцию в следующий раз.