Артамонов хочет навес, как у великого Фостера
Участники областного архитектурного совета наконец-то определились, как должна выглядеть светопрозрачная конструкция, которая позволит круглогодично использовать территорию Гостиного двора для проведения различных мероприятий.
Всего на суд членов архсовета было представлено пять проектов. Наиболее выигрышным калужские чиновники и архитекторы назвали концепцию московской компании «Аттик». Её проектировщики предложили выполнить навес в виде лёгкой полупрозрачной арки, которая, во‑первых, не спорит с архитектурой Гостиного двора, а, скорее, становится для неё как бы фоном; во‑вторых, создаёт полностью закрытое пространство.
Правда, на заседании, которое состоялось в начале августа, у членов архсовета возник вопрос: на что будет опираться конструкция? Проектировщики предлагали внедрить опоры в стены. Однако губернатор Анатолий Артамонов категорически дал понять, что это невозможно. На прошлой неделе специалисты «Аттика» представили доработанную концепцию.
— Мы предлагаем решение с опорой на колонны сечением 150 на 200, — рассказал представитель компании Михаил ЧУРИЧЕВ. — Прошу обратить внимание на цифры — это очень маленькое сечение. Мы применили инновационный материал. Колонн немного. Они располагаются с выносом из пространства двора примерно на 500 мм в просвет между зданиями и с отступом от фасадов на ширину карниза — 200–300 мм. Сама конструкция осталась прежней. Она оторвалась от стен зданий, поднялась над ними.
Калужские архитекторы в основном эту концепцию одобрили. Хотя, по мнению главарха Калуги Алексея Комова, она не безупречна, поскольку не учитывает разную высоту зданий Гостиного двора.
Затем слово взял руководитель Центра компетенций по архитектуре Калужской области Александр ТОМАШЕНКО. Он предложил обратиться к мировому опыту, в частности, к творчеству великого британского архитектора Нормана Фостера. Он спроектировал и построил уникальное стеклянное перекрытие над внутренним двором Смитсоновского института в Вашингтоне. Навес объединил два исторических здания — Национальную портретную галерею и Музей американского искусства. На возведение конструкции ушло около трёх лет. Её строительство обошлось в 400 млн. долларов.
— Так сделана оболочка в парке Зарядье, — рассказал Александр Томашенко. — Она спускается по склонам, у неё нет чётких геометрических параметров. Каждая колонна высчитывается отдельно.
Анатолий Артамонов концепцию проектировщиков «Аттика», в целом, одобрил:
— Мне нравится этот вариант тем, что он даёт возможность увидеть весь ансамбль Гостиного двора. Но вот если бы можно было сделать эту кровлю именно так, как она сделана у Фостера…
— Это решение прекрасное, но дорогое — примерно в пять раз дороже, чем это, — ответил Михаил Чуричев.
— Учитывая, что речь идёт о сохранении исторического наследия, мы не будем зацикливаться на стоимости и сделаем так, чтобы было действительно тактично по отношению к этому памятнику, — сказал губернатор. — И мне кажется, что вот эта конструкция позволяет. Не знаю, почему вы решили, что она в пять раз дороже. А может быть, в три с половиной? А может, в 2,7? Кто его знает. Посчитайте. Это было бы идеально. Кто берётся: вы или ваши коллеги?
— Мы возьмёмся, — ответил проектировщик. Правда, не слишком уверенно.
— Берётесь, да? Ну и давайте, — подвёл черту под дискуссией Артамонов. — Именно в этом варианте. Как у Фостера.