Котомания по-калужски
Гибрид Мао Цзэдуна и Сталина, французский шик, бюргерская предприимчивость и мадьярская озорница. В Калуге открылся необычный музей.
Заводная игрушка подъезжает к ногам 9-летней девочки, несколько раз переворачиваясь на ходу, и замирает. Она с любопытством разглядывает металлического кота, который оказался старше её бабушки.
— 1946 год! Вот что значит немецкая механика — работает до сих пор! — рассказывает Валентин ЧЕРНОВ, показывая клеймо на обороте игрушки.
Вместе с супругой Юлией он открыл в Калуге «КотМузей». Здесь собрано 5000 экспонатов из всех концов света.
«Расплодились»
— Валентин — инженер, по работе часто бывает в командировках, — рассказывает Юлия. — 19 лет назад с ярмарки из Подмосковья привёз сувенир — котика. Он так всем понравился, что Валентин стал привозить фигурки котов из всех поездок. А потом это превратилось в нашу общую страсть. Мы стали общаться с коллекционерами на разных форумах и сайтах, охотиться за интересными экземплярами. Где только котов не искали, даже на блошином рынке Гибралтара. Есть собиратели фигурок собачек, мишек, ангелочков. Я даже знаю коллекционера ёжиков из Украины. Но коты — это хит продаж. Среди фигурок животных они самые дорогие и самые ликвидные. За кота будут биться — торговаться до последнего, он уйдёт по самой высокой цене. Котолюбов и у нас достаточно. В Обнинске, например, есть коллекционер, который собирает только котов в сапогах. У него уже около 400 экземпляров. Есть любители фарфоровых котиков, которые должны быть строго не больше 15 см. Кто-то собирает деревянных котов-матрёшек, кто-то — керамических, а кто-то — прикладные предметы.
Юлия и Валентин начали с сувенирной продукции, потом перешли на антиквариат. Супруги шутят: кошки расплодились быстро, и вскоре их коллекция достигла таких размеров, что стала вытеснять хозяев из дома.
Поделиться с другими
Тогда они задумались об открытии собственного музея.
— Мы изначально понимали, что это будет коммерчески невыгодный проект, — отмечает Юлия. — Подобные музеи выживают, если являются приложение к чему-то, например, музей кошек «Мурариум» в Зеленогорске — часть гостиницы. Но нам так захотелось показать свою коллекцию, поделиться этой красотой. Может быть, для кого-то ещё откроется удивительный мир кошек.
Калужане долго искали подходящее помещение, чтобы оно было на пересечении туристических маршрутов. В итоге выкупили старую квартиру на Пушкина, 6. Отремонтировали и превратили в выставочный зал.
Иосиф Мао
Зайдя в музей, не перестаёшь удивляться, как разнообразно кошки представлены в искусстве и быту. Это и щётки, и крючки, и пепельницы, и прищепки, и погремушки, и портреты, и вазы, и часы. А иные экспонаты расскажут о прошлом даже ярче и интереснее, чем учебник истории.
Уже с порога чувствуешь на себе властный взгляд фарфорового кота. Он будто буравит тебя глазами. Это великий КО, или Иосиф Мао, как зовут его в шутку Юлия и Валентин. Сделан в Юйчжоу в ноябре 1947 года, в период расцвета дружбы между Китаем и СССР. Может быть, именно поэтому у него такие знакомые ледяные глаза.
— Подобные фигурки были очень популярны. Но, когда началась культурная революция, стали считаться символом мещанства. И их нещадно уничтожали. Этому коту повезло. Попал в СССР вместе с семьёй военнослужащих, — рассказывает Юлия.
Такие разные
По расцветке фигурки, форме глаз, наличию аксессуаров можно определить, откуда она родом. Чопорные английские коты — с бантами, чешские — достаточно утончённые, отличаются необычными геометрических формами.
— А на этой полочке у нас серые немецкие «полчища», — показывает Юлия серо-белые фигурки. — Кажется, что они одинаковые, но присмотришься — абсолютно разные. Все животные при деле: кто с птичкой играет, кто с ящерицей. Никто не улыбается, никто не нежится. Когда- то в Германии такую раскраску очень любили некоторые фабрики.
С картин, как живые, смотрят ангорские кошки.
— В начале XX века в Австро-Венгрии аристократы заказывали портреты своих котов. Так они смогли увековечить домашних любимцев.
Жемчужины коллекции
На блошином рынке Будапешта, в антикварном павильоне калужским коллекционерам удалось заполучить работу венгерского скульптора и художника второй половины ХХ века Шандора Варади «Умывающаяся кошка». Его творения можно увидеть в музеях всего мира. Теперь есть и в России.
— Многие продавцы нас знают, ждут, специально откладывают интересные экземпляры. А в павильоне, где была выставлена «Умывающаяся кошка», пожилой венгр, услышав русскую речь, отказался с нами общаться. Притворялся, что и по-английски не понимает, — вспоминает Юлия. — Но я не отступала, он слушал, слушал, а потом спросил: «Вы на чём приехали?» — «Прилетели на самолёте». — «А вы не на танке?» Старшее поколение всё ещё помнит венгерское восстание 1956 года… Потом этот человек стал нашим хорошим приятелем, разыскивает для нас интересных кошек.
В коллекции калужан есть миниатюры мастера Бергмана «Коты-боксёры» и «Коты-санитары», а также работа знаменитого французского анималиста Эмманюэля Фремье «Кошка перед обедом» (1861 г.).
Каждый экспонат заслуживает отдельного внимания, многие чудом пережили войны, революции, пересекли не одну границу.
Юлия и Валентин не собираются останавливаться на достигнутом, коллекция постоянно пополняется, а экспозиция музея обновляется.
— Вообще в Калуге очень много увлечённых людей. Им есть что показать, о чём рассказать, — уверены создатели музея. — Но, увы, для коллекционеров нет площадок, блошиных рынков, таких, как, скажем, в Петербурге на Удельной.
Чудом уцелевший Великий КО.
Шандор Варади. «Умывающаяся кошка».
Калужане прозвали её мадьярской озорницей.
Солонка в виде бюргерской кошачьей семейки. Довоенный «мейсен». Советский солдат привёз её после войны из Германии.