«Когда идёшь в бой, нельзя думать об отступлении»

Оксана ИВАНОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА и из личного архива Ивана БЕЛОУСОВА.
Опубликовано: 02.04.2019 15:47 0 839
«Когда идёшь в бой, нельзя думать об отступлении»

Эта «История» несколько необычная. Потому что её герой не умудрённый опытом, состоявшийся в своей профессии взрослый человек, а… 17-летний школьник — ​ученик 11-го класса лицея № 48 Иван БЕЛОУСОВ. Недавно он стал победителем городского проекта «Ученик года». Пообщавшись с Иваном, мы убедились, что эта победа абсолютно неслучайная.
Он хорошо учится (но при этом не сухарь и не ботаник), эрудирован, любознателен, имеет разносторонние интересы: спорт, танцы, живопись, авиамоделирование, из школьных дисциплин — ​география, история, физика. Несмотря на юный возраст, обладает ценным качеством — умением адекватно оценивать свои способности и в соответствии с ними верно расставлять приоритеты.

Мы подробно расспросили Ивана о его планах на будущее, о том, как он готовится к экзаменам и что будет делать, если вдруг не поступит в вуз.

Победа или участие — ​что важнее?

— На самом деле я очень ленивый, — ​огорошивает меня Иван с порога. — ​Прокрастинация постоянно заставляет меня делать дела чуть хуже, чем я могу. Даже портфолио для участия в конкурсе я оформил чуть ли не в последний день. До 4 утра печатал грамоты, свидетельства.

— Их так много, что понадобилось столько времени?

— Больше 150 точно.

— Какая из них самая памятная?

— Наверное, первая. Её я получил, когда мне было лет 6, за 2-е место в соревнованиях по авиамоделированию. Следующие грамоты и медали появились, когда я пошёл на борьбу. Затем стал заниматься бальными танцами. Много грамот у меня за активное участие в жизни школы, в различных спартакиадах, олимпиадах. Так постепенно набралась целая коллекция. Медалей примерно 76.

— Когда появилось желание побеждать?

— Ещё в детстве. Когда был маленький, моими любимыми игрушками были медали старшего брата. Он занимался борьбой, самбо, дзюдо. Я всегда хотел, чтобы у меня были такие же медали. Может быть, это и послужило мотивацией к победам. Хотя сейчас я понимаю, что сражаться надо не за награды, а за знания и мастерство.

— На победу в конкурсе «Ученик года» рассчитывали?

— Нет смысла участвовать в соревнованиях, если не веришь в свою победу.

— А как же «Главное не победа, главное — ​участие»?

— Это если ты новичок и нужно приобрести опыт. Тогда в первую очередь важно участие. Но главная цель соревнований — ​ всё-таки победа. Когда идёшь в бой, нельзя думать об отступлении. Нужно идти и побеждать.

— Вы, наверное, отличник?

— Нет, но учусь хорошо. Класса до 8-го я действительно мечтал быть отличником, но так получилось, что с самого начала я постоянно что-то недоделывал, оставлял на потом, в итоге — ​минус балл. Сейчас пятёрки меня особо не интересуют. Я понял, что учиться надо не ради оценок, а потому что тебе это нравится и чтобы получать знания.

Военный лётчик, актёр, разведчик

— Какие предметы в школе самые любимые?

— География, история, физика. Правда, ими я занимаюсь сейчас не очень плотно, так как делаю упор на те дисциплины, которые мне нужны для поступления. Поступать собираюсь в театральное. Вообще, сначала  мечтал стать военным лётчиком и даже пошёл после 9-го в физико-математический профильный класс. Проучился там полгода и передумал. Ещё была мечта — стать разведчиком, ​хотел поступать в Академию ФСБ. В 10-м классе серьёзно думал о профессии дипломата. Но у меня не очень хороший английский. Я попытался наверстать упущенные знания, но потом понял, что за 11-й класс не дотяну их до нужного уровня. Хотя цель выучить язык осталась. Задумался о том, к чему ещё у меня лежит душа. Понял, что мне интересна профессия актёра.

— Как отреагировали родители? Не посоветовали выбрать профессию более прибыльную и стабильную?

— Нет! Мне в моих родителях нравится то, что они всегда дают мне свободу действий. Конечно, они направляют меня в нужное русло, но окончательное решение всегда за мной. Они говорят: «Решай сам. Это твоё будущее».

— Как готовитесь к поступлению?

— В сентябре я поступил на подготовительные курсы при Московском Художественном академическом театре (МХАТ). Конкурс был — ​10 человек на место. Занятия проходят по субботам и воскресеньям. Учиться очень нравится.

— К экзаменам по общеобразовательным предметам готовитесь с репетиторами или самостоятельно?

— По тем предметам, которые мне нужны для поступ­ления: истории, литературе, обществознанию, — ​у меня репетиторов нет. Есть репетитор по математике — ​ещё с тех пор, как учился в профильном классе, хотя для поступления она не нужна. Но она необходима мне, чтобы поддерживать мозг в подвижном состоянии. Поэтому репетитора по математике я оставил. Ещё занимался с репетитором по английскому, но, после того как отказался от идеи учиться на дипломата, перестал, чтобы сэкономить время и продуктивнее готовиться по тем предметам, которые нужны для поступления. Я считаю, что подготовиться к экзаменам можно и самому. Всё зависит от силы воли и мотивации.

ЕГЭ-мандраж

— Волнуетесь перед сдачей выпускных экзаменов?

— До Нового года у меня и у моих одноклассников был мандраж, а потом все, наверное, перегорели. В последнее время отношусь к этому так: «Как будет, так будет — ​полагаюсь на судьбу. Я всё-таки готовлюсь».

— Сложно учиться в 10-м–11-м? Если бы вы были министром образования, что  изменили бы в организации учебного процесса в старших классах?

— И я, и мои друзья мечтаем учиться по индивидуальным планам: чтобы самим выбирать себе предметы для обучения. Я, кстати, слышал, что в некоторых школах такое уже есть.

Например, в 36-м лицее. В 10-х–11-х классах главный интерес — ​поступить в выбранный вуз. Есть предметы, которые сейчас просто мешают. Нам некогда учить их. Вместо того чтобы тратить время на то, что не нужно, я бы лучше немного отдохнул или пообщался с друзьями. Сейчас времени на это вообще нет.

Ещё хотелось бы, чтобы по­явилась какая-то новая система мотивации для изучения тех или иных предметов в старших классах. Но это должны быть не оценки. Они только в начальной школе являются сильным мотиватором, а к старшим классам теряют такое значение. Без правильного мотиватора бывает тяжело собраться, чтобы подготовиться к экзаменам.

Я, например, класса до ­10-го не понимал, зачем учу математику. А для чего мне учить то, что я не понимаю? Только потом осознал, что она помогает структурировать мысли, развивает логическое мышление. Нужно как-то заинтересовывать нас, чтобы мы не зубрили предметы, а сами изучали их. Так знания усваиваются быстрее. И результат на экзамене лучше.

Вдохновляющие люди

— Но в целом учиться в школе мне нравится. Мне очень повезло с учителями. Например, Владимир Вячеславович Курков, он ведёт у нас историю, причём делает это в очень увлекательной форме. Он очень харизматичный и корректный. Не помню ни одного случая, чтобы Владимир Вячеславович повысил на нас голос. Эмилия Марковна Ивкина — ​она у меня ничего не ведёт, но постоянно с нами работает как завуч. Эмилия Марковна относится к нам с большим уважением, общается с нами на равных. Это тот человек, который всегда выслушает, поймёт и поможет. Общаться с ней очень легко.

Любовь к физике мне привила Ирина Вячеславовна Казначеева. Она преподаёт свой предмет очень просто, доступно и интересно. Благодаря урокам Алисы Вяче­славовны Ломовой — ​учителя русского языка и литературы — я успешно написал сочинение-эссе на конкурсе «Ученик года». Ещё отмечу Артёма Владимировича Ковалёва, преподавателя истории. Он увлёк меня игрой «Что? Где? Когда?», которая научила мыслить нестандартно и быстро. А ещё Артём Владимирович привил очень правильную модель мышления, которая заключается в том, чтобы никогда не думать категорично, а иметь несколько точек зрения на одну и ту же ситуацию.

— Это те люди, которые вас вдохновляют и служат некими ориентирами?

— Да, но в первую очередь это, конечно, мои родители. Мама с папой всегда принимали участие в моей жизни, но при этом не заставляли что-то делать, давали мне свободу выбора. Папа привил любовь к спорту. С самого детства он учил меня подтягиваться, отжиматься. Своим примером подтолкнул к тому, чтобы я стал заниматься борьбой. Мама развивала меня творчески: она всё время рисовала со мной, лепила, читала. Благодаря маме я увлёкся живописью.

«Безвыходных ситуаций не бывает»

В самом финале нашей беседы задаю Ивану провокационный вопрос: что он будет делать, если вдруг не поступит в вуз. Он по-мужски спокойно отвечает:

— Значит, пойду в армию. Ничего страшного. Я бы хотел служить во флоте. Морская стихия меня привлекает. Когда в прошлом году ездил в «Артек», был в морском отряде.
— Вы так спокойно об этом рассуждаете. То есть «отмазывать» вас от армии родители не станут?

— Нет! Отец мне сказал: «Ты будешь служить!» Да я и сам не хочу «отмазываться». А вообще, нужно действовать по обстоятельствам. Если всё получится — ​хорошо. Если нет — ​что-нибудь придумаем. Безвыходных ситуаций не бывает. Со мной на курсах учатся ребята, которые не поступили ни с первого, ни со второго раза. Но они не сдаются.

Немного помолчав, Иван добавляет:

— А ещё можно попробовать стать предпринимателем.

— И чем хотели бы заниматься?

— Мне очень нравятся галстуки. Особенно — ​как любителю игры «Что? Где? Когда?» — ​бабочки. Для меня это лучший подарок. В моей коллекции сейчас больше 20 галстуков. Вполне возможно, было бы неплохо открыть своё дело по производству галстуков ручной работы.

Несколько лет Иван успешно занимался бальными танцами.

Три года БЕЛОУСОВ несёт службу на Посту № 1.

Оксана ИВАНОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА и из личного архива Ивана БЕЛОУСОВА.
Опубликовано: 02.04.2019 15:47 0 839
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев