«Ты жирная дура!»

Оксана ИВАНОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 05.03.2019 21:20 0 1024
«Ты жирная дура!»

В России школьной травле подвергается около 30% детей. Такие данные опубликовал в феврале институт образования ВШЭ, проанализировав итоги более 80 исследований подросткового буллинга. Развитие Интернета и социальных сетей привело к появлению новой его разновидности — ​кибербуллингу.

— Если раньше ребёнок мог укрыться от преследователей хотя бы дома, то теперь он не чувствует себя защищённым и там, — ​говорит психолог проекта «Я — ​не Чучело!» Мария ЩУРОВА. — ​­Например, он вернулся домой, а на телефон или в соцсети приходит сообщение: «Ты  жирная дура».

Зачем говорить о буллинге

Проект «Я — ​не Чучело!» придумали несколько актёров Калужского драмтеатра, создавшие Мастерскую творческих инициатив им. А. Б. Плетнёва. Его  задача — ​обратить внимание общества на проблемы подростковой жестокости и агрессии.

Участники проекта — ​школьники в возрасте от 12 до 17 лет. В течение двух месяцев их ждут мастер-классы, на которых психологи расскажут ребятам, как вести себя в конфликтных ситуациях, тренинги по актёрскому мастерству, совместные просмотры художественных фильмов с их последующим обсуждением. Финальной точкой проекта станет постановка спектакля «Вдох — ​выдох», где на одну сцену с профессиональными актёрами выйдут дети. Это пьеса о подростках, о проблемах, с которыми они сталкиваются, об одиночестве.

— Наш проект не ставит целью решить проблему подростковой жестокости, — ­­​­говорит руководитель проекта «Я — ​не Чучело!» Леонид КЛЁЦ. — ​Мы хотим, чтобы о ней хотя бы заговорили.

Кстати, психологи считают, что это действительно важно — ​обсуждать проблему. Именно дискуссия может стать первым шагом на пути её решения.

— Как правило, жертвы травли всегда испытывают стыд и вину за то, что с ними происходит. Поэтому очень важно говорить об этой проблеме, объяснять детям: их  вины в том, что произошло, нет, — ​рассуждает Мария Щурова. — ​Надеюсь, проект «Я — ​не Чучело!» ­поможет подросткам понять, что разговаривать на эти темы не стыдно и не страшно.

«Почему это происходит со мной?!»

Постепенно мероприятие из формата пресс-конференции перешло в доверительную беседу. Оказалось, что все участники встречи так или иначе сталкивались с проблемой травли. Кто-то был в роли жертвы, кто-то — ​обидчиком, и почти все в разное время находились в позиции наблюдателей.

— Я до 4-го класса был достаточно пухлым мальчиком, поэтому мне доставалось, — ​рассказал Леонид Клёц. — ​Это продолжалось до тех пор, пока я не пошёл в спорт и не похудел.

— Я была в роли наблюдателя, — ​говорит ­хореограф проекта Ксения ГОЛЫЖБИНА. — ​У нас в классе училась девочка, которую избивала другая девчонка. Она росла в неблагополучной семье, и с ней никто не хотел связываться. Прямо в коридоре собиралась вся  школа и наблюдала за мордобоем. Никто не вмешивался. Это продолжалось два года, пока в 9-м классе девочку, которая была обидчицей, не отчислили из школы.

— В 1–6-м классах одноклассники оказывали на меня сильное давление, — ​поделилась своими переживаниями одна из юных участниц пресс-конференции, 14-летняя школьница. — ​Бывало, я сижу, обедаю, вдруг кто-то подходит и толкает локтем. Иногда меня окружали и говорили, что я не так одеваюсь, что у меня не такой портфель. Бывали случаи, когда мои вещи брали и закидывали на самые верхние полки или разбрасывали по всей школе. В такие моменты сидишь и удивляешься: почему это происходит именно со мной?!

— Совершенно невозможно предугадать, кто станет жертвой буллинга, — ​говорит Мария Щурова. — ​Это могут быть как очень успешные дети — обеспеченные, красивые, умные,  ​так и дети социально неблагополучные, с физическими недугами. Когда мы говорим о травле, дело не в ребёнке, который ей подвергается, — ​дело в коллективе, в котором это происходит.
Виноваты всегда взрослые: учитель или родители, которые либо не замечают проблемы, либо знают о ней, но считают, что ребёнок должен сам разобраться. Как практикующий психолог я сталкиваюсь с вопиющими случаями нарушения педагогами детской безопасности.

— Проблема действительно есть, и до конца она не решается, — ​соглашается заместитель директора по воспитательной работе школы № 15 Елена ЗУБОВА. — ​Для  этого нужно учить и учителей. К сожалению, не все они являются для детей вторыми мамами. Часто это просто урокодатели. Возможно, ваш проект изменит мировоззрение не только школьников, но и взрослых — ​педагогов.

«Остановитесь!»

Премьера спектакля «Вдох — ​выдох» состоится в мае на сцене ИКЦ. В нём  шесть героев: трое подростков и трое взрослых. Две «взрослые» роли будут исполнять профессиональные актёры — Екатерина КЛЕЙМЁНОВА и Вяче­слав ­СОКОЛОВ. Подростков сыграют калужские школьники, которых отобрали в результате кастинга, проходившего в два этапа.

В постановке планируется также задействовать тех ребят, которые участвовали в очном туре, и, возможно, родителей подростков, занятых в спектакле. Если он окажется востребованным, есть вероятность, что  постановка войдёт в репертуар ИКЦ.

— Я очень надеюсь, что  этот проект поможет нам достучаться до сверстников, — ​­говорит одна из школьниц, которая сыграет в спектакле. — ​Хочется сказать тем, кто травит: «Хватит! Остановитесь! Посмотрите на это со стороны! Посмотрите, как  плохо тем, кого вы гнобите! А если вас так?» И хочется поддержать тех, кто оказался в подобной ситуации. Чтобы  они поняли, что  не одни такие. С этим может столкнуться каждый.

Оксана ИВАНОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 05.03.2019 21:20 0 1024
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев