«Ты жирная дура!»
В России школьной травле подвергается около 30% детей. Такие данные опубликовал в феврале институт образования ВШЭ, проанализировав итоги более 80 исследований подросткового буллинга. Развитие Интернета и социальных сетей привело к появлению новой его разновидности — кибербуллингу.
— Если раньше ребёнок мог укрыться от преследователей хотя бы дома, то теперь он не чувствует себя защищённым и там, — говорит психолог проекта «Я — не Чучело!» Мария ЩУРОВА. — Например, он вернулся домой, а на телефон или в соцсети приходит сообщение: «Ты жирная дура».
Зачем говорить о буллинге
Проект «Я — не Чучело!» придумали несколько актёров Калужского драмтеатра, создавшие Мастерскую творческих инициатив им. А. Б. Плетнёва. Его задача — обратить внимание общества на проблемы подростковой жестокости и агрессии.
Участники проекта — школьники в возрасте от 12 до 17 лет. В течение двух месяцев их ждут мастер-классы, на которых психологи расскажут ребятам, как вести себя в конфликтных ситуациях, тренинги по актёрскому мастерству, совместные просмотры художественных фильмов с их последующим обсуждением. Финальной точкой проекта станет постановка спектакля «Вдох — выдох», где на одну сцену с профессиональными актёрами выйдут дети. Это пьеса о подростках, о проблемах, с которыми они сталкиваются, об одиночестве.
— Наш проект не ставит целью решить проблему подростковой жестокости, — говорит руководитель проекта «Я — не Чучело!» Леонид КЛЁЦ. — Мы хотим, чтобы о ней хотя бы заговорили.
Кстати, психологи считают, что это действительно важно — обсуждать проблему. Именно дискуссия может стать первым шагом на пути её решения.
— Как правило, жертвы травли всегда испытывают стыд и вину за то, что с ними происходит. Поэтому очень важно говорить об этой проблеме, объяснять детям: их вины в том, что произошло, нет, — рассуждает Мария Щурова. — Надеюсь, проект «Я — не Чучело!» поможет подросткам понять, что разговаривать на эти темы не стыдно и не страшно.
«Почему это происходит со мной?!»
Постепенно мероприятие из формата пресс-конференции перешло в доверительную беседу. Оказалось, что все участники встречи так или иначе сталкивались с проблемой травли. Кто-то был в роли жертвы, кто-то — обидчиком, и почти все в разное время находились в позиции наблюдателей.
— Я до 4-го класса был достаточно пухлым мальчиком, поэтому мне доставалось, — рассказал Леонид Клёц. — Это продолжалось до тех пор, пока я не пошёл в спорт и не похудел.
— Я была в роли наблюдателя, — говорит хореограф проекта Ксения ГОЛЫЖБИНА. — У нас в классе училась девочка, которую избивала другая девчонка. Она росла в неблагополучной семье, и с ней никто не хотел связываться. Прямо в коридоре собиралась вся школа и наблюдала за мордобоем. Никто не вмешивался. Это продолжалось два года, пока в 9-м классе девочку, которая была обидчицей, не отчислили из школы.
— В 1–6-м классах одноклассники оказывали на меня сильное давление, — поделилась своими переживаниями одна из юных участниц пресс-конференции, 14-летняя школьница. — Бывало, я сижу, обедаю, вдруг кто-то подходит и толкает локтем. Иногда меня окружали и говорили, что я не так одеваюсь, что у меня не такой портфель. Бывали случаи, когда мои вещи брали и закидывали на самые верхние полки или разбрасывали по всей школе. В такие моменты сидишь и удивляешься: почему это происходит именно со мной?!
— Совершенно невозможно предугадать, кто станет жертвой буллинга, — говорит Мария Щурова. — Это могут быть как очень успешные дети — обеспеченные, красивые, умные, так и дети социально неблагополучные, с физическими недугами. Когда мы говорим о травле, дело не в ребёнке, который ей подвергается, — дело в коллективе, в котором это происходит.
Виноваты всегда взрослые: учитель или родители, которые либо не замечают проблемы, либо знают о ней, но считают, что ребёнок должен сам разобраться. Как практикующий психолог я сталкиваюсь с вопиющими случаями нарушения педагогами детской безопасности.
— Проблема действительно есть, и до конца она не решается, — соглашается заместитель директора по воспитательной работе школы № 15 Елена ЗУБОВА. — Для этого нужно учить и учителей. К сожалению, не все они являются для детей вторыми мамами. Часто это просто урокодатели. Возможно, ваш проект изменит мировоззрение не только школьников, но и взрослых — педагогов.
«Остановитесь!»
Премьера спектакля «Вдох — выдох» состоится в мае на сцене ИКЦ. В нём шесть героев: трое подростков и трое взрослых. Две «взрослые» роли будут исполнять профессиональные актёры — Екатерина КЛЕЙМЁНОВА и Вячеслав СОКОЛОВ. Подростков сыграют калужские школьники, которых отобрали в результате кастинга, проходившего в два этапа.
В постановке планируется также задействовать тех ребят, которые участвовали в очном туре, и, возможно, родителей подростков, занятых в спектакле. Если он окажется востребованным, есть вероятность, что постановка войдёт в репертуар ИКЦ.
— Я очень надеюсь, что этот проект поможет нам достучаться до сверстников, — говорит одна из школьниц, которая сыграет в спектакле. — Хочется сказать тем, кто травит: «Хватит! Остановитесь! Посмотрите на это со стороны! Посмотрите, как плохо тем, кого вы гнобите! А если вас так?» И хочется поддержать тех, кто оказался в подобной ситуации. Чтобы они поняли, что не одни такие. С этим может столкнуться каждый.