«Где куклы так похожи на людей»

Любимый театр малышей и взрослых наконец-то начал показывать представления в новом здании.
17:29 09.01.2019
0 1085
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото автора.

Любимый театр малышей и взрослых наконец-то начал показывать представления в новом здании.

Кругом — суета. Электрики возятся с проводкой, рабочие переносят какие-то предметы, а на сцене полным ходом идёт репетиция нового спектакля «По следам Деда Мороза».
— Нет, Чурдырдын не так двигается, медленнее. Да! Хорошо. А вот сейчас он задумался, лоб почесал! Отлично! — дирижирует режиссёр.

Артисты-кукловоды терпеливо, по нескольку раз повторяют одни и те же реплики, меняя позы, заставляя по-разному двигаться марионеток. Рабочие сцены в это время регулируют освещение.

Репетировать актёрам приходится в непривычных условиях: то и дело хлопают двери, кто-то заходит, кто-то выходит. Но артисты ничего вокруг не замечают.
— Впервые новогодние утренники мы проведём в своём здании. Оно новое, мы его только обживаем, — рассказывает художественный руководитель муниципального Театра кукол Геннадий СКОКОВ.

Представления на этой сцене уже про­шли 22 декабря.

Обрели дом

В конце октября театр получил символические ключи от собственного здания. Этого события и коллектив, и театралы ждали очень давно. Мытарства калужского кукольного театра длились 26 лет. 23 года он располагался в Малом зале кинотеатра «Центральный», где площадь помещений была катастрофически мала. Желающие попасть на спектакль покупали билеты за месяц, и то поступали жалобы, что они достаются не всем. Геннадий Скоков уверен, что теперь всё будет иначе.

— Если есть спрос, мы готовы играть не по два, а по три спектакля в день, — говорит он. — Впереди ещё много работы, нужно создать музей кукол, открыть буфет. Но уже сейчас можно сказать, что нам тут нравится. Строители потрудились на славу. Когда у нас были замечания, они шли нам навстречу. Так, в зрительном зале стены должны были быть в «колючей шубе» — мы заменили её на бархатные жидкие обои. Конечно, новое здание требует доделок, доработок — это неизбежно.

Зрительный зал здесь в три раза больше, чем был в кинотеатре «Центральный». Он оснащён креслами-трансформерами для взрослых и детей. У актёров появились удобные мужские и женские гримёрки, душ.

— Театр кукол — это маленький заводик: здесь и столярный цех, и слесарный, и пошивочный, и декоративный, — объясняет художественный руководитель. — Всё делаем сами.
На третьем этаже будет мини-производство со складами и кабинетами для художников. Особую гордость у сотрудников вызывает своя звукозаписывающая студия.

Вечерние спектакли для взрослых

— Все новогодние каникулы — по 8 января — мы будем показывать попурри по нашим сказкам в спектакле «По следам Деда Мороза». В этом представлении — традиционный новогодний сюжет: Баба Яга похищает Деда Мороза, а Красная Шапочка идёт его выручать. По пути она попадает в разные сказки, с ней случаются удивительные приключения. А в финале наших зрителей ждёт новогодний бал — праздничная дискотека.

В конце февраля мы покажем несколько премьер. В том числе — сказку «Серая Шейка» по произведению Мамина-Сибиряка. Представление ставит группа из Тулы. Это очень интересная работа, связанная с технологическими новшествами, — будет задействован большой экран. Герои сказки то появятся на экране, то окажутся на сцене — произойдёт соединение мультипликации с театральным действом. На нашей сцене такого ещё не было.

Мы уже начали подготовку к очередному спектаклю для взрослых. Планируем, что эти спектакли будут идти еженедельно по вечерам. У нас есть «Кабаре Second Hand», а ещё постановка «Декамерон» по Боккаччо. Этот спектакль мы только два раза показывали, бережём для новой сцены. Сейчас у нас готовится спектакль по новелле Лескова «Барин, Полина и Петух». Его ставит сильная группа из Петербурга, лауреат премии «Золотая маска» Пётр Васильев и художница Алевтина Торик. Мы давно с ними работаем.

Главные герои в тени

В труппу театра входит 11 актёров-кукловодов. В отличие от артистов драмтеатра, они всегда находятся в тени марионеток. Ни тебе поклонников, заваливающих подарками, ни голливудских амбиций, ни самолюбования на сцене. Порой юные зрители так захвачены сюжетом, что им кажется, будто куклы живут своей жизнью.

— Я уже 23 года в театре, — рассказывает актриса-кукловод, наставник молодых артистов Анастасия КЛЕВЦОВА. — В профессию попала случайно. В тяжёлые 90-е кем только не работала: и швеёй на фабрике, и в пекарне, и в шашлычной, и помощницей воспитателя. Пока не увидела в газете объявление, что Театр кукол набирает экспериментальную труппу. А я тогда даже не знала, что в Калуге есть такой театр. Желающих пришло много. Но из 70 человек я одна осталась! Со стороны кажется, что это очень лёгкая профессия, прямо не работа, а праздник. Да, у нас каждый спектакль — праздник. Но даётся это непросто.

У нас особый график: когда все работают — у нас выходной, когда все отдыхают — мы работаем.

Чтобы всё получилось на сцене, ты должен сдружиться с куклами, полюбить их, хотя они порой бывают с неудобной механикой. А ты должен слиться с ней в одно целое — слепиться в единый ком так, будто вы оба сделаны из пластилина. У каждой куклы — свой характер, и, чтобы всё получилось, ты с ней разговариваешь. Со стороны, наверное, это выглядит странно. К нам сейчас в труппу пришли несколько молодых актёров. Но не мы их выбрали — их выбрали куклы! В процессе обучения стала очевидной гармония их отношений. Поэтому они теперь на сцене. Бывает удивительно сильное сходство актёра с персонажем- куклой.

7 кило на руке

— Я пришла в театр в далёком 1995 году. Закончила режиссёрское отделение колледжа культуры, и мой педагог предложила мне попробовать себя в кукольном театре. Меня сразу взяли в основной состав. На сегодняшний момент я работала с куклами самой разной механики, — рассказывает актриса-кукловод Елена АНДРЕЕ­ВА. — Хороший актёр смотрит эскизы куклы до начала репетиций. Мы ходим в цеха, наблюдаем, как они рождаются — лепятся, вырезаются, что на них нашивается. «Пробуем» механику до того, как кукла готова. Порой конечный результат сильно отличается от полузаготовки. Какие-то куклы сразу ложатся в руку, какие-то — нет. Но, если ты куклу не полюбишь, спектакля не сложится. Не получится сыграть характер, управлять ею будет тяжело. Когда говорят, что у нас очень лёгкая профессия, я предлагаю хотя бы на 15 минут одну руку вытянуть вверх и держать не опуская. А теперь представьте, что вы при этом держите 2 кг. А 7? Нам иногда приходится это делать по часу, на репетициях — и того больше. И не всегда сразу складываются отношения с куклой, иногда идёшь на преодоление или её, или себя. Ведь куклы уже рождаются с характерами.

Когда я получаю куклу, то пытаюсь представить на её месте знакомого человека (некоторые бывают очень похожи). Пробую его характер сыграть. Бывает, что люди себя узнают.
Мы не играем ворону, лягушку, потому что играть животных — это сумасшествие. Мы играем прототипы людей. И, чем чётче прописан прототип, чем более узнаваем он зрителями, тем интереснее.

Во взрослых спектаклях мы это делаем ярче, потому что детям мы не можем некоторых вещей показать из-за резкости восприятия. Любому актёру не хватает только детских спектаклей. Чем сложнее роль, чем дольше она не получается, тем больше ты её любишь.

В моём репертуаре есть две мужские роли — Ваня Датский и Илья Муромец. Я играю не самих героев, а, скорее, отношение к ним.

Очень люблю «Сказку дождя» по Григорию Горину. На сцене идёт настоящий дождь, льётся вода. Это технически сложный спектакль. Все роли исполняем мы с Анастасией Клевцовой.

Это заяц, лиса, петух, бык и волк.

Высшая для актёра похвала, если его не замечают за куклой. Был такой момент, когда я играла принцессу в «Огниве». Одна зрительница потом мне сказала, что в этом спектакле очень странная подборка костюмов у артистов: «У всех коричневые, а тебя, Лена, розовый!» Розовое платье было на принцессе, на мне было такое же коричневое. Но эта картинка слилась.
Кукольники-мужчины — редкость. В драматический театр мужчины идут чаще: ведь они любят любоваться собой и на сцене, и в жизни. Драмтеатр даёт им для этого больше возможностей, там больше поклонников.

В Театр кукол приходят мужчины, которые либо больны театром, либо очень добрые. Нам повезло, у нас сейчас у нас в труппе четверо мужчин-актёров. На протяжении многих лет их было только двое.

Игра без грима

— 12 лет назад я пришёл в театр из колледжа культуры, попробовал себя и остался, — рассказывает актёр-кукловод Игорь Красовский. — В Театре кукол можно сыграть абсолютно любого персонажа: ёжика, мужчину, ребёнка, женщину… И внешность здесь неважна. В драматическом, если ты недостаточно фактурен для роли, ты её не получишь. Так что здесь больше возможностей сыграть разноплановые роли. И грим не нужен — у тебя есть кукла, она и играет.

Иногда кажется, что, если одну и ту же куклу берут разные актёры, она становится похожа на того, кто марионеткой управляет. И это логично. Ты же наделяешь её определённым характером, как-то движешься, говоришь иначе.

Мне нравится большинство ролей, которые я играю. Только очень положительных героев играть неинтересно. У меня в спектакле «Чудеса в решете» есть персонаж по имени Иван. Герой! Пусть из сельской местности, но всё равно герой, жених. Достаточно прост в исполнении. Он не будет ни заикаться, ни хромать. Никаких особых красочек в этой роли нет. Мне же интереснее играть персонажей с какими-то особенностями, странностями.

Актёры уверены, что случайных людей в Театре кукол нет. Такие быстро уходят —остаются только влюблённые в свою профессию.

На ремонт здания потратили более 35 миллионов рублей, общая площадь театра составляет около 860 квадратных метров.

Артист-кукловод Дмитрий Кайев (слева) — один из старейшин театра.

Игорь КРАСОВСКИЙ любит сложные характерные роли. В новом спектакле он играет короля.

Актриса Елена АНДРЕЕВА умеет работать со всеми куклами, независимо от их механики.

Художественный руководитель Геннадий СКОКОВ планирует расширить репертуар.

Анастасия КЛЕВЦОВА и Евгений МАКАРОВ на репетиции нового спектакля «По следам Деда Мороза».

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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