Ольга Дикарёва: «Не помню ни одного съёмочного дня без форс-мажоров»
Калужский организатор киносъёмок рассказала о том, что остаётся за кадром.
Цыганский след
— В кино я попала 11 лет назад. Тогда я работала помощником депутата, и он попросил меня помочь группе Давида Кеосаяна, который снимал здесь сериал «Цыганочка с выходом». Им было нужно попасть в цыганские дома, а я на тот момент курировала работу с цыганами. Я поговорила с их старшими (не люблю слово «барон», потому что их иерархия на самом деле не такая очевидная), и те пообещали помочь. После этого где-то 2 месяца ничего не было слышно, и однажды в субботу вечером мне позвонили и напомнили о том разговоре.
Я перебрала в голове все варианты: у меня тогда были «Жигули» седьмой модели, а в квартире прописано трое детей, так что вряд ли это криминальный развод, но всё равно было немного тревожно. Встречу назначили около кукарекского источника. Стоит страшненький мужичок в драной куртке с длинными волосами. Я струхнула, но деваться было уже некуда, и я подошла. Когда он позвал поехать «на Шанхай», я выдохнула и поняла, что ничего плохого со мной не будет. Там уже классика жанра: стоит микроавтобус с надписью «Мосфильм» по борту, съёмочная группа собралась, а этот товарищ оказался одним из хореографов сериала. Мне очень повезло, потому что директором картины оказался ныне покойный Раймонд Джаназян, который дал мне эту путёвку в профессию. Услышав о том, что группе требуется некоторая помощь, я нагло влезла в их разговор и предложила свои услуги. Всё их устроило, и мне предложили сотрудничество. А по окончании съёмок директор картины Раймонд Джаназян сказал мне: «Ольга, ты будешь работать в кино». Мне тогда это было смешно: во‑первых, это разовая акция, а, во‑вторых, где Калуга, а где кинокомпании? Да и вообще я ещё не понимала, что такое съёмочный процесс.
Но сразу после «Цыганочки» в Калуге начались ещё одни съёмки. Рабочее название было «Дальнобойщики», а в прокат фильм вышел под названием «Семь жён одного холостяка». Это были 4,5 месяца сложных съёмок. И тогда я уже действительно втянулась в это ремесло. Появилось какое-то понимание, и на данный момент у меня за спиной уже 27 картин. Потихоньку стала собираться команда, которая знает, что такое кино и не боится 12-часовых смен. Наша маленькая фирма называется продакшн-групп «Вместе». Это название для меня принципиально, потому что у нас отличная команда. Например, Наталья Носова сейчас занимается массовкой, и, когда она работает, за результат можно быть спокойной.
Кино и город
— Не зря же говорят: «Калуга-городок — Москвы уголок». В своё время наш город сильно напоминал дореволюционную Москву. Воскресенская улица, Салтыковка, Комарова…
К сожалению, сейчас идёт много реконструкций и строек в центре, поэтому привлекательность города падает, и многие режиссёры уходят снимать в Тверь и Ярославль. А второй момент — это, скажу без ложной скромности, организация процесса. Чтобы немного понять, что это такое, достаточно представить себе 70 человек, которых надо не просто накормить и уложить спать, но и организовать их работу, а ещё разместить массу оборудования. Например, на съёмках одного сериала у нас был такой случай. Искали дорогу с фонарями, выбрали подходящий участок. Смена должна была закончиться в час ночи, и всё шло хорошо, но мы по времени не уложились, и в начале третьего ночи фонари выключились. И хорошо, что я в этот момент не стояла рядом с режиссёром, а то он бы меня просто убил. Услышав его пронзительный крик: «Дикарёва, где фонари?!», я быстро свинтила с площадки и разговаривала с ним уже по телефону. Прошло два года, а он до сих пор эти фонари мне иногда припоминает.
Однажды мы снимали на дороге в сторону Перемышля, там стоит памятник корове. По сюжету фуру должен останавливать поддельный гаишник, потому что там были спрятаны бриллианты. ГИБДД выделила нам 2 экипажа. Один был в кадре, а другой обеспечивал безопасность движения. Кадр выставляли минут 40, и полицейский настолько устал, что его отпустили за ограждение помогать остальным гаишникам. Всё идёт хорошо, сцену отрепетировали, камера, мотор — нет полицейской машины! Я названиваю сотруднику, а он говорит: «Меня женщина тут отпустила». Оказывается, он стоял у дороги и пытался остановить лихача, но тот поехал дальше. И у гаишника сработал инстинкт: он прыгнул в машину и пустился вдогоннку. А чтобы по шее не получить, прикрылся мной и получила я.
В фильме Каграманова «Пусть будет Лиза» была сцена, где по замыслу режиссёра большая широкая улица вся залита водой, чтобы ночью в ней отражались фонари. И режиссёр выбрал отрезок улица Ленина вдоль Гостиных рядов. Долго мы вели переговоры, чтобы улицу перекрыть. Нам разрешили, но в самый последний момент, и не всем службам успели об этом сообщить. И вот мы выставляем технику, к нам приезжает экипаж ГИБДД и говорит, чтобы мы уезжали. Время поджимает. В результате удалось решить вопрос чуть ли не на уровне генерала полиции. Но и это ещё не конец. Мы пустили воду, и она потекла вниз по Смоленке к Оке, куда местные жители тут же вызвали две водоканальные аварийки! Это я забыла позвонить туда и предупредить о съёмках.
Не бывает маленьких ролей
— На съёмках часто не хватает людей, и, как правило, на эпизоды и в массовку зовут членов съёмочной группы. Первый раз меня сняли в фильме «Шериф». Это была моя четвёртая картина, и второй режиссёр считал меня дилетантом и даже вызывной не давал, прогонял меня с площадки. И тут группу отказались пускать в одно из зданий, а мне удалось ситуацию разрулить. Я подхожу ко второму режиссёру и говорю, что всё хорошо, я обо всём договорилась. С тех пор он лично вручал мне вызывной и в знак благодарности дал эпизод. У меня и муж в кино снялся, причём ему дали роль со словами. Сцена была такая: по полю едет машина, мой муж — за рулём. В машину прыгает главный герой, водитель оборачивается, видит бандитов с пистолетами и произносит ёмкий текст: «Твою мать!»
На съёмках сериала «Семь жён одного холостяка» мне очень понравилась игра актрисы Юлии Полынской. Я ей об этом сказала, а та в ответ: «Ольга Борисовна, раскрою секрет: 3 дня ничего не получалось, бились над образом, и в итоге режиссёр ткнул на вас пальцем и сказал, чтобы я в кадре всё делала так, как эта тётка».
Сейчас мы готовимся к третьему сезону сериала «Морозова». Это рассказ о судмедэксперте, которая живёт в Калуге. Когда мы только начинали работу, город прописан не был. Но продюсеру и режиссёру очень понравилась Калуга, и было решено, что и в сценарии будет фигурировать конкретно наш город. И мне приятно, что отчасти и благодаря моей работе родные места по-прежнему появляются в кадрах всё новых сериалов и фильмов.
Даже самые короткие сцены зачастую требуют многочасовой подготовки.