«Власти вынуждают нас торговать молочкой на улице»
Фермеры жалуются, что их насильно загоняют на Центральный рынок на Грабцевском шоссе.
Полдень. Герцена, 27. ТЦ, который по старинке величают рынком. Не протолкнуться. Особенно бойкая торговля идёт у лотков с кисломолочкой. Одни берут творог, другие — молоко, третьи — сметану и домашнюю брынзу. Как оказалось, работают здесь в основном не предприниматели, а сами фермеры.
Бельмо на глазу
— У меня 5 коров. У нас в Животинках больше скотину никто не держит. Тяжело это и хлопотно, — говорит одна из торгующих Валентина ЗУЕВА. — А ведь когда-то корова была в каждом доме. Нам с мужем тоже нелегко за ними ухаживать, немолодые мы уже. Да пенсия у меня всего 8 тысяч рублей. Разве на эти деньги проживёшь? К тому же хочется помочь детям и внукам.
Торгует Валентина несколько раз в неделю. По её словам, основные покупатели — пенсионеры.
— Берут понемногу: 300 граммов творожка да литр молока. Но за полдня я практически всё успеваю продать. Ходят-то чаще всего постоянные клиенты, которые брали у меня продукты, когда я ещё под куполом стояла, — говорит женщина.
Закрытие колхозного рынка в центре города фермеры переживали тяжело. Они понимали, что редкий покупатель до их деревень доехать сможет.
Как только разговор коснулся этой темы, Валентину окружили продавцы с соседних лотков и наперебой начали рассказывать о своих злоключениях.
— После того как «купол» закрыли, мы стали искать другие помещения — удобные и в центре города.
— Для нас важна шаговая доступность, чтобы люди в обед могли к нам забежать.
— Нас не устраивает рынок на Грабцевском шоссе, мы же имеем право организовать работу там, где хотим!?
— Но власти считают, что мы, как стадо баранов, должны идти туда, куда нам скажут.
— На протяжении полутора лет, что мы здесь работаем, ходят слухи о нашем закрытии. Клиенты каждый раз спрашивают: «Когда переезжаете?»
— Мы как бельмо на глазу. Нас регулярно пытаются закрыть, направляют всевозможные комиссии, чтобы то проверили, это посмотрели. А поскольку у нас здесь чистота и порядок, то решили прикрыть нашу лабораторию!
С вещами — на выход!
Администрация торговой точки, устав читать в СМИ хвалебные оды новому рынку и намёки на то, что в других местах продукция — сомнительного качества, полгода назад открыла лабораторию. За собственный счёт закупила оборудование и заключила годовой контракт на обслуживание с комитетом ветеринарии. Но в октябре контракт с ТЦ в одностороннем порядке был расторгнут.
— Узнали мы об этом сначала от наших коллег с рынка на Грабцевском шоссе. Они рассказали, что к ним приезжали городские и областные чиновники во главе с губернатором Анатолием Артамоновым. Им было сказано, что лабораторию на Герцена закрывают — мол, скоро все частники переедут торговать на Центральный рынок, — говорит предприниматель Олеся ГРИНЕЦ.
— А потом к нам явился мужчина, представился заместителем директора Центрального рынка, улыбаясь, сказал, что мы торгуем здесь незаконно, и предложил переехать на новый рынок. Почему незаконно? У меня все документы есть, — возмущается Валентина Зуева.
— Тем, кто торгует мясом, рыбой и овощами, лаборатория не нужна, — объясняет Олеся Гринец. — Мы работаем через программу «Меркурий», она позволяет отслеживать качество продукции. А вот молочку нужно проверять каждый день.
— Без ежедневных лабораторных анализов я фермеров торговать не пускаю, — говорит администратор ТЦ Оксана СИМОНОВИЧ.
— Только-только у нас работа наладилась, и опять начинается какой-то кошмар. Каждый день мы ездим в лабораторию на Кирпичный Завод, 15, делаем анализы. Через весь город приходится добираться. В такую даль! У меня хозяйство большое, для торговли еле время нахожу. Над нами просто издеваются! — считает Валентина Зуева. — Чем им помешала наша лаборатория?
— Мы спрашиваем у клиентов: «Если мы переедем на Грабцевское шоссе, вы к нам придёте?» Они говорят: «Нет!», — добавляют другие фермеры.
— Власти вынуждают нас торговать молочкой на улице. Постоянные клиенты у нас и там купят!
— Если я сегодня не реализую творог и молоко, завтра не реализую — всё испортится! Как тогда мне жить? — добавляет пожилая женщина.
Нездоровая конкуренция
— 25 лет работаю в торговле. Когда предпринимателям предоставили места на Грабцевском шоссе, я там была одной из самых первых. Стояла два месяца и ушла в убытки, — говорит Олеся Гринец. — Многие, кто попробовал там торговать, в итоге открыли точки в других местах.
— Мы не против того рынка. Работает? Процветает? Замечательно! Мы — за здоровую конкуренцию. Пусть покупатели приобретают товар там, где им удобно. Когда закрывался «купол», власти обещали, что в каждом микрорайоне будут свои рынки. А что получается на деле? Депутаты выделили почти 100 миллионов рублей на строительство развязки у нового городского рынка, а у нас лабораторию закрывают. Почему ту торговую точку так активно поддерживают? Это ведь частный рынок. А на него направляют деньги из бюджета, — негодуют предприниматели.
А в это время
После того как разогнали колхозный рынок, центр города превратился в торговые ряды. Частники, которые раньше реализовывали свой товар под куполом, вышли на улицы. Плеханова, Рылеева, Герцена, Кирова заполонили люди с грибами, ягодами, овощами и фруктами. Торгуют они незаконно. Но решить эту проблему городские власти не в состоянии. В последний раз, когда на Герцена появилось так называемое ограждение «антибабушка», калужане встали на защиту пенсионерок. Получилось, что старый рынок — как гидра: отрубили голову — тут же отросло множество других. Власти хотели организовать централизованную торговлю, но получилось всё с точностью до наоборот.
Валентина ЗУЕВА уверена, что фермеров пытаются таким образом насильно загнать на новый рынок.
Новенькая лаборатория оказалась не у дел.
Официальный комментарий
Почему закрыли лабораторию, рассказал главный государственный ветеринарный инспектор Калужской области Сергей СОКОЛОВСКИЙ:
— Во-первых, не должно быть уличной торговли у ТЦ. Всё, что внутри ТЦ, лаборатория обслуживает, снаружи, на улице Герцена, — нет. А там торгуют и молоком, и яйцами, и грибами. Они должны подлежать ветеринарной экспертизе. Но лаборатория никакого отношения к этому не имеет. А калужане думают, что и уличная торговля контролируется. Что случится — будут показывать пальцем на нашу службу. Мы неоднократно по этому поводу обращались и к руководству города, и в УМВД, и к администрации этого ТЦ. Это несанкционированная, никем не контролируемая торговля. Никому дела нет.
Во-вторых, отсутствует законодательная база по размещению лаборатории в ТЦ — только по колхозным рынкам.
Всё это подтолкнуло к расторжению договора.
Говорят покупатели
— Девочки работают хорошо, вся продукция свежая. Уже не знают, к чему привязаться. На протяжении многих лет я у них всё покупаю, — говорит пенсионерка Раиса ВЕСНИНА. — Зачем старый рынок убрали? Что хотят, то и воротят. Мнение людей никого не интересует.
— Я всю жизнь живу в центре города, всегда здесь был рынок. А потом обидели калужан, рынок закрыли, — говорит Надежда Григорьевна. — Это коррупция, всё делают деньги. Вы знаете, я сейчас купила творог и молоко у женщины, маму которой знала. Раньше я у её мамы эти продукты брала.