Гонки, Путин, ФСБ
Сергей Дашков — предприниматель, занимается изготовлением номерных знаков для машин. И есть у него одна, но пламенная, как гоночный мотор объёмом 1,6 литра, страсть — «Формула‑1».
Анамнез
— Королевскими гонками я увлёкся в 1992 году. Тогда в России только-только начались телевизионные трансляции автоспорта. А благодаря великому Михаэлю Шумахеру «Формула‑1» стала для меня страстью № 1 — я влюбился в кольцевые гонки. Кроме того что Михаэль — прекрасный гонщик, он ещё и мой ровесник, поэтому я как-то особенно за него переживал. Он начинал в «Бенеттоне», а позже перешёл в «Феррари» — конюшню, за которую я болею и по сей день.
К нам в редакцию Сергей вошёл так, словно он и сам где-то неподалёку припарковал болид. Фирменная спортивная куртка, бейсболка любимой команды и даже гоночные очки: в этой экипировке он совсем недавно гулял по Сочи, где 27–30 сентября состязались лучшие гонщики планеты.
— Увидеть вживую заезды «Формулы‑1» было моей мечтой на протяжении 25 лет. А эту поездку я планировал с того момента, как в 2014 году появилось Гран-при России. Но тогда как-то рассудил, что на самом первом турнире будет огромный ажиотаж и я не смогу увидеть всё, что хочется. А потом всякий раз какие-то обстоятельства не давали осуществить задуманное. Зато в этот раз билеты были куплены ещё в апреле, и с того момента я жил в предвкушении.
15 минут славы
Семья Сергея разделяет его увлечение. Но если жена может присоединяться к просмотру гонок по телевизору время от времени, то дочь уже можно назвать заядлой болельщицей.
— Она всех пилотов знает в лицо, во время трансляции постоянно подходит ко мне и спрашивает: «Папа, ну что, красные (традиционный цвет команды «Феррари». — Прим. авт.) выиграли?»
При этом свой первый фанатский выезд Сергей, как и положено, совершил в большой компании друзей. По его словам, хоть это и несколько эгоистично, но ему хотелось максимально прочувствовать атмосферу больших гонок, на несколько дней забыв обо всех обязанностях главы семьи.
— Из 9 человек, полетевших в Сочи, только трое, включая меня, что-то понимали в «Формуле‑1», остальные присоединились скорее за компанию. Но гуляли по городу все вместе, у нас был огромный 3-метровый российский триколор с надписью «Калуга». И оказалось, что посмотреть заезды приехало много калужан — к нам часто подходили, фотографировались. Наверное, наша компания выглядела очень колоритно, потому что поснимать нас подошли корреспонденты канала «Россия‑1», даже взяли мини-интервью.
Фотоохота на звёзд
— Как только мы прилетели, ребята сразу пошли в отель отдыхать, а я буквально с самолёта — на трассу. Нужно было обменять электронные билеты на бумажные и получить паспорт болельщика. И, хотя заезды начинались в 11 утра, я подходил где-то к 7 часам, чтобы сфотографироваться со звёздными гонщиками. Вообще, знаменитостей можно было встретить либо до начала заездов, либо в отеле «Рэдиссон Блю», куда поселили почти всех участников и VIP-гостей мероприятия. Мне даже удалось перекинуться парой слов с живой легендой автоспорта Аленом Простом. Он приехал в Сочи в качестве консультанта команды «Рено», поэтому мог уделить довольно много времени поклонникам. Остальные пилоты, хотя и были более молчаливы и сосредоточенны перед стартом, оставались приветливы, с удовольствием делали селфи с болельщиками и раздавали автографы. Так что теперь у меня есть фото с Максом Ферстаппеном, Себастьяном Феттелем, Карлосом Сайнсом.
Сергей долго листает совместные снимки с кумирами на своём смартфоне. В какой-то момент вместо мужественных гонщиков рядом с ним оказывается симпатичное женское лицо.
— Это Наталья Фабричнова, знаменитый комментатор, её называют российским голосом «Формулы‑1». Я встретил её на улице, сразу узнал, а вот имя от волнения забыл, — рассказывает Сергей и достаёт билет, на котором маркером выведено: «На память. Н. Ф.».
Финальный заезд
Туристические маршруты не очень волновали Сергея, но некоторые достопримечательности посетить удалось.
— В самом Сочи я был на курорте «Роза Хутор», ради поездки туда даже решил пропустить свободные заезды. Понравилось в Скайпарке. Я даже думал прыгнуть там со знаменитой тарзанки с высоты более 200 метров, но не решился: очень уж хотелось финал увидеть, — смеётся Сергей.
— Когда заезд стартовал, я не сразу поверил, что слышу этот рёв моторов живьём. От этого звука буквально мурашки пошли по коже. Но по-настоящему это чувствуется только на самой гонке, потому что квалификация, конечно, не вызывает такого ажиотажа, там трибуны заполнены процентов на 70. А на гонке уже яблоку негде упасть.
Я, хоть и поклонник команды «Феррари», конечно же, очень поддерживал нашего Сергея Сироткина, выступающего за «Вильямс». Когда его автомобиль проносился мимо трибун, все неистово кричали.
А после гонки я в качестве сувениров подобрал так называемые червячки — ошмётки резины, которые отлетают от шин и остаются на трассе. Поскольку никаких столкновений не случилось, это был единственный трофей, а так взял бы какой-нибудь кусочек карбона.
Суета вокруг «Калуги»
Быть болельщиком на королевских гонках оказалось довольно энергозатратно, и речь тут не только об эмоциях.
— Если бы вы знали, сколько километров я намотал на автодроме. Трибуны там расположены так, что от входа до нашей зоны расстояние — 3 км, а сама трасса, вдоль которой мы постоянно перемещались, протянулась на 6 км. Где-то за 40 минут до конца заезда мне пришлось буквально бежать 3 км до главной трибуны, чтобы воочию увидеть торжественное награждение с участием Путина. Так что пожертвовал концовкой соревнований, чтобы лицезреть президента.
Конечно, присутствие ВВП и других VIPов повлекло повышенные меры безопасности, порой даже чересчур повышенные.
— Со мной произошёл курьёзный случай. Я расстелил наш флаг на газоне и сел таким образом, что некоторые буквы оказались не видны или частично закрыты. Замечаю, что надо мной долго висит вертолёт. А через какое-то время подходят 7 человек в форме ФСБ и начинают комкать флаг. В ответ на мой вопрос: «Что происходит?» — один из них достал телефон и показал фотографию, где я — на фоне флага, моя голова обведена маркером, от меня идет стрелка и написано «Капут». То есть так они слово «Калуга» прочитали. Потом поняли, что это недоразумение, и извинились. Вообще, ни одно сообщение в районе автодрома не уходило без цензуры ФСБ, даже фотку в соцсетях без этого было нельзя разместить.
P.S.
— Когда вернулся из Сочи, наступило полное опустошение, но при этом я был абсолютно счастлив. В следующий раз хочу выбраться на гонки уже всей семьёй. В планах — посещение какого-нибудь Гран-при за рубежом. Возможно, в Италии — у меня там живёт друг и давно зовёт в гости. Хочется побывать на родине Феррари!
«Формула‑1» для Сергея — почти религия.
Карлос Сайнс.
Макс Ферстаппен.
Никита Мазепин.
Себастьян Феттель.
Огромное полотнище с надписью «Калуга» привлекало внимание телевизионщиков и спецслужб.
Пульс Сочи в эти дни зашкаливал.