Как купить автомобиль на вторичном рынке
Возраст подержанного автомобиля
Если говорить о возрасте, то эксперты не рекомендуют выбирать авто моложе 2–3 лет. Объясняется это тем, что владельцы крайне редко продают исправные автомобили, у которых ещё не истёк срок гарантии. Конечно, теоретически в нашей жизни всё может случиться, но это, скорее всего, будет экземпляр либо восстановленный после тяжёлой аварии, либо с фатальными проблемами с документами.
Что же касается автомобилей старше 10 лет, то их покупать можно, но тут в дело вступает теория вероятности: чем старше возраст, тем меньше процент живых экземпляров. Даже если такому посчастливится за столь долгий срок не попасть в тяжёлую аварию, то это уже в любом случае будет своеобразное «Лего» — набор деталей совершенно разного качества от кучи производителей.
Таким образом, наиболее оптимальным для покупки автомобиля б/у можно считать возраст от 3 (когда заканчивается гарантия) до 10 лет. Многое, конечно, зависит не только от возраста, но и от условий эксплуатации. А те, в свою очередь, — от владельца. Кроме того, есть неочевидная взаимосвязь между владельцем и моделью автомобиля, но об этом позже.
Модель авто с пробегом
Если говорить о наиболее востребованной ценовой категории (около полумиллиона рублей) и возрасте (около 10 лет), то эксперты не рекомендуют покупать немецкие автомобили премиум-сегмента. Связано это с тем, что ежегодные расходы на обслуживание авто не должны превышать 10% его рыночной стоимости, а в этом случае сумма будет заметно больше.
Лично я не был бы столь категоричен — немецкую машину вполне можно покупать. Но при этом нужно отдавать себе отчёт, что это будет автомобиль фанатский — то есть владелец будет его любить так, что в принципе не станет считать денег на его обслуживание.
Японские авто в этом смысле выглядят более привлекательным выбором как в плане надёжности, так и с точки зрения обслуживания — в широком смысле. Ещё достаточно ездит легендарных «японцев» с двигателями-«миллионниками», якобы выдерживающими миллион километров пробега без капремонта. В плане надёжности принято считать лидером «Тойоту», хотя, по мнению экспертов авторынка, цены на подержанные машины этой марки в России явно завышены.
Неплохой выбор — корейские автомобили, особенно в отношении дешевизны обслуживания. Однако тут надо подходить очень внимательно, поскольку с возрастом у них могут случаться задиры на стенках цилиндров и прочие неприятности. Да и состояние салона у них через 10 лет эксплуатации оставляет желать лучшего.
«Капсула времени»
Очень редко на вторичном рынке попадаются так называемые капсулы времени. Так называют авто, которое по каким-то причинам было забыто в гараже, где простояло длительный период вообще без эксплуатации. Найти такой автомобиль, сделанный по технологиям прошлого, XX века, т. е. надёжный, неприхотливый, да ещё и без пробега, — большая удача.
Однако случается такое крайне редко. Бывает и так, что владелец подобного авто забывает о его возрасте и назначает неадекватно высокую цену. Удивительно, но среди старшего поколения жив ещё нелепый миф о том, что старинные авто очень востребованы на «Мосфильме», куда их можно продать за весьма высокую цену.
То, что автомобиль без движения портится быстрее, чем во время эксплуатации, — ещё один миф, который очень любят водители. На самом деле это не совсем так. За исключением некоторых элементов, машина, забытая в гараже, прекрасно сохраняется, разве что покрывается густым слоем пыли. Автор этих строк видел «Мерседес», привезённый после войны из Германии советским офицером в качестве трофея да так и оставленный в гараже. Он, кстати, стоит там до сих пор — внук продавать категорически отказывается.