Конспект романа

«Близкие друзья» Е. Водолазкина на сцене Калужского драматического театра. Режиссёр — Яна Селезнёва. Художник — Елена Микулинская.
12:01 21.03.2018
0 859
Владимир КАРПОВ.
Читайте KP40.RU:

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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