Конспект романа

«Близкие друзья» Е. Водолазкина на сцене Калужского драматического театра. Режиссёр — Яна Селезнёва. Художник — Елена Микулинская.
12:01 21.03.2018
0 877
Владимир КАРПОВ.

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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