Свистульки, идолы и Ленин в обмен на корыто

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото автора и из личного архива Александра ЛОНДАРЕВА.
Опубликовано: 13.02.2018 16:26 0 811
Свистульки, идолы и Ленин  в обмен на корыто

Невозможно пройти мимо дворика на улице Кирова, 45. Здесь каждый год «вырастают» снежные скульптуры. То Пушкин, Толстой и Филипок, то легендарный крейсер «Аврора». А в этом году поселились идолы с острова Пасхи. Автор необычных работ — художник, народный мастер Александр ЛОНДАРЕВ.

— Если я из глины леплю, то и со снегом справлюсь! — говорит он.

В его студию-мастерскую и одновременно школу народных промыслов можно попасть, пройдя через небольшой дворик. «Встречает» гостей у дверей грустная сухонькая старушка. Скульптуру Александр лепил, воспоминая свою бабушку.

— Она каждый день ждала возвращения с войны своего мужа и сыновей. Такой я её и запомнил, — рассказывает художник.

Чапаев и пластилин

По его мастерской, как по музею, можно бродить часами, разглядывая каждую вещь. С одной стены смотрят образа, с другой — портреты вождей.

— Современные дети о генсеках даже не слышали. Я им рассказываю, что были у нас президенты Брежнев, Хрущёв. Хочется, чтобы они знали историю, — говоря эти слова, Александр пристально смотрит на картины. — Я вообще Хрущёва не люблю, но здесь он получился как живой! За портрет Ленина работы Казакевича просили 100 долларов. Ну нет у меня таких денег. Два года копил, а потом поменял на корыто!

Корыто непростое — старинное, деревянное. За холст с изображением молодого Брежнева пришлось отдать 500 рублей, за Хрущёва — 2000. Мечтает Александр повесить на стене изображение Сталина. Но уж больно все работы дорогие — 30 000 рублей за штуку!

— После развенчания культа личности Сталина массово уничтожались картины, памятники, ему посвящённые, — объясняет высокую цену Александр.

Моё внимание привлекают высокая печь, в которой обжигают глиняные изделия, мольберт, краски и подсыхающие детские работы.

Александр занимается с юными калужанами, уже много лет учит их лепить из глины. Старается раскрыть потенциал каждого ребёнка. Сначала показывает азы мастерства, а потом наблюдает, как развивается их фантазия.
— У меня интерес к лепке начался с пластилина — в моём детстве глину было не достать. А лепил я Чапаева. Фильм о нём крутили чуть ли не по два месяца! Недавно мой ученик сделал из глины Брестскую крепость: её штурмуют немцы, наши с винтовками тут же стоят. Причём каски немцев отличаются от касок бойцов Советской армии.

Каждому по свистульке

На стуле лежит небольшой баян, его собрат покрупнее — на столе. Александр на них не играет, а вот родители его подопечных нет-нет да и садятся за инструменты.

— По выходным дверь моей мастерской открывается, приходят дети. Самым юным ученикам всего три года. Занятия бесплатные. Оплачивается только материал — глина — да свет по счётчику. Сейчас такая жизнь сложная, многих ребят воспитывают бабушки, родители в столице устраиваются. Не могу же я с них деньги брать.

Да мне и самому интересно с детьми работать. При помощи глины они развивают свою голову, мелкую моторику. Всё это взаимосвязано. На занятиях мы обязательно читаем стихи! Приводят как-то ко мне одного ребёнка. Спрашиваю: «Стихотворение какое-нибудь знаешь?» «Зачем, он же будет лепить! И вообще он не любит рисовать!» — отвечает за него бабушка. Проходит время. Сморишь, что-то нарисовал, выучил стихотворение. Все дети рассказывают, вот и он за ними тянется. Бабушка удивляется — когда только успел. А внук ещё и песню запоёт!

Час мы лепим, а потом пьём чай и стихи друг другу рассказываем. Бывает, взрослые забьются в уголок, чтобы отсидеться в сторонке. Э нет! За стол! С них или стихотворение, или какая-то забавная история. Чай пьём зелёный, без сахара. Листья земляники, мяты завариваем. Сначала дети спрашивали сахар, а потом поняли, что и так вкусно.

Стихотворение расскажут, я им за это свистульку свою дарю. Вот так у них постепенно коллекция собирается. Кстати, произведения, которые они учат в школе, не в счёт. Нужно найти что-то своё!

Бывает, бабушка приведёт ребёнка в первый раз и начинает понукать: «Давай, не отставай, делай это, делай то!» Я сразу предлагаю или самой сесть и начать лепить, или пойти домой. Не надо мешать ребёнку. Он тогда лучше работает. Современные дети привыкли, что за них всё решают. Говорят, в школу приходят и на контрольных работах смотрят на дверь, не появится ли бабушка, чтобы подсказать.

Всю жизнь — с глиной

Не забывает Александр и о собственном творчестве. Особое место в нём занимает традиционная калужская хлудневская игрушка. Много лет назад она поразила его своей грубоватой простотой, за которой скрывается невероятная глубина.

— Сначала меня привлекла вятская дымковская игрушка. Яркая, расписная, помпезная. Она ближе к скульптуре. И вдруг случайно увидел угловатую хлудневскую игрушку. Это настоящее таинство! Она нестандартная, удивительная. Смотришь: то ли зверь, то ли птица, фигурка человека своеобразная — одна рука больше, другая — меньше. У мастериц из Хлуднева на генетическом уровне передавалась способность лепить. Делали они это невероятно ловко, споро, практически не глядя. В их игрушках отражена вся наша жизнь — радости, тяготы, заботы. Это целая философия! Благодаря игрушке я и сам многое переосмыслил. Были у меня периоды, когда я пытался изменить, как мне казалось, усовершенствовать игрушку. И каждый раз возвращался к первоначальной форме.

Помимо традиционных игрушек есть у Александра и собственные, самобытные работы. Вот старичок-солдат присел отдохнуть — его лицо, как голенище сапога, собралось в гармошку. Пушкина укрыла тёплой шалью няня, о чём-то задумался Суворов. Дети из Иванково вышли встречать очередную спецтехнику, надеясь, что вместе с ней приедут и их родители.

— В 1987 году я участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Детей, попавших в зону заражения, вывезли в Иванково. А их родители отправились на поиски жилья и работы. Они так и не вернутся. Позже исчезнут и дети…

В работах отражаются все радости и горести жизни: улыбки учеников и любимой внучки, мысли о расстрелянном в 1938 году деде, детство на Амуре, Великая Отечественная война, скосившая полсемьи.
Глина в руках мастера оживает и старательно, ничего не упуская, воплощает задуманное.

Любимому поэту Пушкину посвящена целая серия работ.

Александр Сергеевич и его загадочная муза.

Необычная двухцветная работа. Авторская игрушка из глины.

Яркая расписная фигурка.

Матрона Московская. И хотя скульптура делалась из цельного куска глины, после обжига она поменяла цвет — лицо стало светлее.

Два года художник увлекался мексиканской культурой. Таким видит Александр представителя великой цивилизации майя.

От Суворова (слева) до автопортрета (справа).

Глина в руках мастера принимает самые разные формы.

Самые важные новости Калуги и области. Оперативно, интересно, объективно. Подписывайтесь на наш телеграм канал @kp40ru.

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото автора и из личного архива Александра ЛОНДАРЕВА.
Опубликовано: 13.02.2018 16:26 0 811
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев