Накануне подорожания
Январь — время традиционного затишья на автомобильном рынке. Позади ажиотаж декабря, когда в каждом мужчине просыпается мальчишка, мечтающий о новой игрушке. Салоны всеми силами стремятся использовать сезон новогодних распродаж ещё и по другой причине: все не проданные в декабре автомобили с 1 января сразу становятся прошлогодними.
Минувший декабрь оправдал надежды в полной мере — в России было продано 166 тысяч новых автомобилей, что является наилучшим показателем за последние три года. Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с декабрём 2014-го, когда было приобретено 270 тысяч авто, но тем не менее.
Впрочем, по словам экспертов, лучше всего автомобиль покупать именно в январе, когда на фоне сезонного снижения спроса дилеры могут сделать очень хорошие скидки и продать машину из не проданных в декабре остатков по очень привлекательной цене.
Автомобилизация
Калужская область традиционно занимает одно из ведущих мест в ЦФО по уровню обеспеченности населения автомобилями. На тысячу жителей региона приходится 340 машин. В среднем же уровень автомобилизации в России составляет 290 штук на 1 тысячу жителей.
По сравнению со странами Западной Европы это, конечно, довольно скромный показатель. К примеру, в Германии на 1000 жителей приходится 544 автомобиля. Однако и возрастная структура населения там другая, поэтому, если говорить именно о количестве, всё не так плохо.
Что касается качества, то тут, конечно, всё иначе. Все пять первых мест по распространённости марок автомобилей занимают «Лады» различных моделей ещё советской разработки.
Узбеки наступают
В прошлом году абсолютным лидером роста на российском автомобильном рынке стал узбекский бренд «Ravon», продажи которого выросли более чем в 10 раз. Это очередная реинкарнация линейки автомобилей с нелёгкой судьбой марки «Daewoo». Они всегда неплохо продавались, но вечно переходили из рук в руки и где только не изготавливались.
Впрочем, такой стремительный рост объясняется крайне низкой базой — до лидеров рынка узбекским автомобилям ещё очень далеко. Всего в России в прошлом году их было продано 15 тысяч штук. Для сравнения: отечественных «Лад» — безусловного лидера рынка — за тот же период было продано 311 тысяч.
На втором месте по темпам роста — японская Mitsubishi, чьи продажи за прошлый год выросли на 45%. Неплохо растут продажи автомобилей и сравнительно малоизвестной у нас марки «Datsun» — тот же Nissan, только с другим шильдиком.
Предпочтения
В таком разрезе лидерство АвтоВАЗа уже не выглядит таким безусловным. ТОП‑5 самых продаваемых автомобилей в России выглядит следующим образом: KIA Rio, LADA Granta, LADA Vesta, Hyundai Solaris, Hyundai Creta. Первая пятёрка самых продаваемых авто в Калужской области почти аналогичная: KIA Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, «Лада Гранта», Volkswagen Polo.
Как видим, в неё не попала восходящая звезда российского рынка Vesta, зато вошёл собираемый у нас в области «Полик» — модель, специально разработанная под российский рынок. Подобная ситуация наблюдается по всей стране, за исключением разве что Дальнего Востока, где бездорожье диктует повышенный спрос на кроссоверы.
Вопрос цены
Рост продаж новых автомобилей в минувшем году происходил в основном за счёт увеличения задолженности граждан перед банками. В результате этого доля кредитных авто на сегодняшний день составляет уже 48,9%, то есть их фактически уже половина.
Этому способствовали госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», предоставляющие 10%-ную скидку. Этот процесс идёт параллельно с увеличением общего количества выдаваемых кредитов. По данным Росстата, всего в России на сегодняшний день насчитывается около 9 млн. активных заёмщиков.
В январе, несмотря на рост курса рубля, ценники большинства автомобильных брендов выросли на несколько десятков тысяч рублей. И это далеко не последнее подорожание в этом году. Впереди — куда более значительное повышение, вызванное ростом утилизационного сбора и акцизов, о чём мы писали ранее.
Поэтому, если вы уж решили покупать новый автомобиль, делать это лучше сейчас. Потом будет дороже.