Владимир ХРУЩЁВ: «Сделать так, чтобы каждый спектакль был лучше предыдущего»

Главный режиссёр Калужского областного драмтеатра — о современной русской сцене.
16:07 18.01.2018
0 858
Владимир КАРПОВ.
Читайте KP40.RU:

Владимир Хрущёв недавно заступил на должность в Калужском драмтеатре и как новый человек продолжает вызывать повышенный интерес в городе. Ученик профессора Б. Г. Голубовского, работавший во многих театрах, добившийся успеха и лауреатства на многих фестивалях. Однако книгу можно прочитать, фильм — посмотреть, не вставая с дивана, а искусство театра таково, что познакомиться с его создателями можно, как правило, только лично, вживую.

Поэтому на новом месте режиссёру во многом нужно начинать заново, завоевывая зрителя. И сегодня, продолжая знакомить калужан с Владимиром Хрущёвым, мы говорим, конечно, о театре.

— Владимир Геннадьевич, в современном театре у вас есть определённые ориентиры, режиссёры, на которых хотелось бы равняться?

— Каждый режиссёр — это собственный мир, которым он делится со зрителем. Конечно, есть легендарные имена: Георгий Товстоногов, Юрий Любимов, Андрей Гончаров — люди огромных знаний и масштаба, «просвещённые монархи», как говорит А. Бородин. Для каждого творческого человека они являются маячками и в какой-то степени учителями. Из современных режиссёров на меня огромное впечатление производит Римас Туминас, худрук театра им. Е. Вахтангова: все его спектакли просмотрены «до дыр», близко его мировоззрение, отношение к жизни. Несомненно, интересна вообще литовская режиссура, особенно творчество Эймунтаса Някрошюса, это прикосновение к настоящей европейской культуре. Но сегодня меня приятно удивляют и молодые российские режиссёры возрастом в районе тридцати. Степень их образованности и умений очень крепкая, они ничего не боятся, ловко обращаются с формой, вскрывая новые смыслы. Как пишет Татьяна Тихоновец, пришло новое поколение молодой режиссуры: смелое, хорошо подготовленное, образованное. И это не может не радовать. Из ближайших примеров — Дмитрий Акриш, Вера Попова, Артём Устинов, Денис Хуснияров, Даниил Безносов, Сергей Левицкий, возглавивший Русский театр в Улан-Удэ. С его приходом жизнь в театре и городе стала интересной, нескучной: каждый новый спектакль вызывает активную реакцию зрителя. И это правильно. Каждый последующий спектакль должен быть лучше предыдущего.

— Сегодняшний театр — поле смелых экспериментов. Не отпугнёт ли это значительную часть зрителей? Чем деньги зарабатывать будем?

— Здесь таится определённое лукавство: в наше время, дескать, нужно всеми способами деньги добывать. А ведь мы сами виноваты в том, что подсадили зрителя на простые и лёгкие жанры. И в таком городе, как Калуга, где мало маленьких экспериментальных театров, областная драма должна взять на себя и эту непростую функцию — предлагать зрителю разнообразие сценического языка. Зрителя нужно целенаправленно воспитывать, разговаривать с ним, объяснять, вести диалог.

— По-вашему, это под силу театру? Воспитывает сейчас телевидение, в основном невысокого вкуса.

— Воспитание зрителя и есть работа театра! Театр — это командная игра на длинной дистанции. Есть определённые и режиссёрские, и маркетинговые технологии привлечения и удержания зрителя. И мы над этим уже работаем. Так, мы запускаем программу «Театр+», предлагающую разнообразные формы общения с современным зрителем: школа для зрителей, театральный лекторий, семейные театральные чтения и пр. У театра главное преимущество перед другими видами искусства — живой действующий человек на сцене. Неслучайно государство обращает на нас пристальное внимание: созрело осознание того, что через театр можно реально воздействовать на массы людей. Этот вид искусства никогда не погибнет, потому что общение человека с человеком в пространстве искусства — величайшее изобретение.

— А вот Пушкин сказал: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Что с этим делать?

— Не нужно продавать вдохновенье, его попросту никто не купит. Надо искать компромисс между увлекательностью и глубиной в выражении своего вдохновения, в его реализации. И это тоже задача худо­жника — не потерять себя, и чтобы при этом твоё художественное высказывание в итоге было качественным продуктом.

— А как быть с легендарным русским реалистическим театром?

— Я не совсем понимаю слов «легендарный» и «реалистический» и что за ними стоит. Театр, который волнует здесь и сейчас, — он и есть реалистический. Театр — искусство живое, сегодняшнее, ежевечернее. Выдающийся режиссёр-реалист Андрей Гончаров говорил, что театр должен быть современен «здесь и сейчас». А иногда под лозунгом «реалистический репертуарный театр» скрываются ханжество, отсутствие творческой мысли и непрофессионализм. Нельзя, чтобы искусство застывало в прошлом: дескать, все эти эксперименты — не наше! Да всё наше, что нефальшиво, что вызывает эмоции и не выходит за рамки законов красоты! Над этим и будем работать.

— С нетерпением ждем новых спектаклей и проектов Калужской драмы!

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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