Актуальный Гумилёв

Иван РОМАНОВ.
Опубликовано: 12.12.2017 17:13 0 755
Актуальный Гумилёв

Возможно, для кого-то из наших читателей это станет откровением, но в Калуге больше двух театров. Да, сейчас Драмтеатр и ТЮЗ вне конкуренции по числу зрителей, но перевес в сторону т. н. профессионалов связан только с тем, что широкая театральная общественность просто не знает о существовании параллельного театрального пространства Калуги. В нашем городе с десяток самобытных, интересных и ярких театров, в каждом из которых есть свои шедевры.

9 декабря в обветшалом зале Дворца творчества юных давали премьеру — «Разрушенный собор» — по пьесе Николая Гумилёва «Отравленная туника». Это новая постановка «Фабулы», театральной студии, созданной Денисом и Людмилой Тумановыми. Не первый год их постановки становятся событием в альтернативном театральном пространстве Калуги. И этот раз не стал исключением.

Настоящая классика

Нельзя сказать, что Николай Гумилёв был увлечён драматургией. «Отравленная туника», похоже, единственное из шести написанных им драматических произведений, которое действительно предназначалось для сцены, а не стало некой данью литературной форме «пьеса».

Это классическая античная трагедия. Тут вам и единство времени, места и действия, и канонические пять актов, и небольшое число персонажей — всего шесть, каждый из которых нужен для развития сюжета. Главное событие происходит за сценой, и мы узнаём о нём от гонца. Добавьте к этому пятистопный ямб — и вот у нас все важнейшие атрибуты классической драматургии.

Завязка сюжета вкратце такова. Сын киндского царька Годжра, поэт и воин Имр-ул-Кайс прибывает в Византию, чтобы просить у императора Юстиниана помощи в отмщении за смерть отца. Во дворце он встречается с дочерью Юстиниана Зоей и влюбляется в неё. Однако Зою ждёт свадьба с молодым царём Трапезунда. Девушка становится перед выбором между блистательным, благородным и одобренным отцом царём и чувственным, таинственным и безродным арабом. Однако у Юстиниана свои планы на брак дочери, он хочет убить будущего зятя с помощью отравленной туники, чтобы Зоя стала единоличной властительницей Трапезунда. Над всеми героями навис коварный кукловод — императрица Феодора, одержимая жаждой власти и отмщения за давние обиды.

Всё это, как и полагается, в стихах, и тут Николай Гумилёв являет нам всю силу своего поэтического дара. Написано кратко, концентрированно, без излишеств, и оттого кажется, что просто. Но именно кажется. «Отравленная туника» вообще одно из лучших произведений, созданных для русского театра. Но вы и так знаете, что Гумилёв гений, — давайте о постановке.

Действительно важно

Пусть тот, кто посчитает, что актёрам «Фабулы» рановато браться за такое серьёзное произведение, устыдится своего старческого ворчания. Молодость исполнителей лишь обогащает постановку, ничего не отнимая от содержания. Кажется, спектакль Дениса Туманова мог бы и вовсе обойтись без декораций — всё держится на актёрах, каждый из которых в нужный момент захватывает внимание зрителей. «Разрушенный собор» — тот редкий случай, когда ни одного из актёров нельзя не похвалить, каждому удалось создать на сцене проработанный, цельный, заслуживающий обсуждения образ.

Имр в исполнении Максима Козыренкова получился скорее таинственным и страстным дикарём из пустыни, нежели поэтом. Но тем сильнее он контрастирует с мягким, нежным, временами растерянным трапезундским царём, чей образ неожиданно легко и местами даже нетеатрально воплотил Алексей Миронов, — и скованный, и невероятно эмоциональный одновременно.

Юная Мария Стрижко, исполнившая роль столь же юной Зои, показала серьёзный драматический талант и искренность переживаний героини. Кульминационная сцена, где персонажи узнают о смерти трапезундского царя, удалась ей особенно хорошо. Во многом благодаря блестящей поддержке Станислава Попкова в роли царедворца.

Людмила и Денис Тумановы исполнили роли Феодоры и Юстиниана, соответственно, и этот актёрский дуэт заслуживает отдельной похвалы. И дело не в том, что оба они профессио­налы, а в том, что им есть о чём поговорить со зрителем.

Проблема современного, точнее, нынешнего искусства, будь то театр, живопись или литература, в том, что так называемым творцам совершенно нечего сказать своей публике. Они заняты поддержанием собственного образа. Писатели пишут книги, потому что это занятие писателей. Режиссёры снимают фильмы, потому что это занятие режиссёров. Художники занимаются чёрт знает чем, потому что чёрт его знает, чем в нашем мире должен заниматься художник.
И когда ты вдруг видишь произведение искусства, создатель которого действительно хочет поговорить с тобой не о себе самом, а о чём-то важном, это ошеломляет. «Разрушенный собор» показывает, как уязвимы искренние чувства, как слаб перед коварством этого мира открытый, добрый и влюблённый человек. Он учит нас быть осторожнее с чувствами и страхами других.

«Разрушенный собор» — это несомненный успех театра «Фабула» и лично режиссёра Дениса Туманова. Браво!

В следующий раз спектакль покажут 17 декабря в ДК «Силикатный» (ул. Гурьянова, 27). Начало в 16:00. Билет совсем недорогой, сходите — не пожалеете. Днём раньше, 16 декабря, там же театр «Открытые двери» покажет драму «Она в отсутствии любви и смерти» в постановке Натальи Грибановой, по пьесе Эдварда Радзинского. Это премьера прошлого года, но в нынешнем сезоне этот сложный и глубокий спектакль покажут впервые.

Иван РОМАНОВ.
Опубликовано: 12.12.2017 17:13 0 755
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев