«В Каннах победил самый парадоксальный фильм»

Кинокритик Антон Долин рассказал о картинах, которые поразили жюри фестиваля и получили награды.
16:14 18.07.2017
0 950
Татьяна СВЕТЛОВА.

Кинокритик Антон Долин рассказал о картинах, которые поразили жюри фестиваля и получили награды.

В этом году фестиваль был собран вокруг тем, которые задали русские режиссёры. Одна из них - отношения взрослых и детей. Какие же картины отметило жюри?

Шаг в сторону - и всё меняется

- «Квадрат» - фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда - самый парадоксальный и неожиданный, - говорит Антон ДОЛИН. - Современная Европа представлена через метафору Музея современного искусства. Действие происходит в Стокгольме будущего, где нет монархии, демонтирована статуя короля перед дворцом, а дворец превращён в Музей современного искусства. У куратора музея Кристиана на площади крадут мобильник и бумажник. Отследив свой телефон через приложение, он приходит в бедный район и, поскольку не знает, в какой квартире живёт похититель, раскладывает по почтовым ящикам письма с угрозами. Этот поступок приводит к непредсказуемым последствиям. Это история о том, что человек живёт в безопасном, «очищенном» мире, но стоит сделать шаг в сторону, всё меняется, и становится неуютно. Фильм сам является произведением современного искусства и одновременно великолепно глумится над современным искусством. Например, в музейном зале есть инсталляция: одинаковые кучки земли, расположенные в некоем порядке. И когда уборщик случайно нарушает этот порядок, происходит скандал, потому что теперь придётся выплачивать огромную сумму. Это кино, говорящее о дискомфорте в социуме, где все вроде бы достигли консенсуса и должны чувствовать себя счастливыми. Но счастья не ощущается. Присутствует и тема детей-жертв. Рассказывается о необычной акции. На площади города есть «квадрат сострадания и толерантности». Предполагается, что любой человек, который входит в него, может попросить у прохожих помощи и те должны помочь. Такая игра в общественный договор, который в фильме не срабатывает. Пиарщики музея снимают ролик: взрывают квадрат, в котором оказываются котёнок и девочка. И это скандал. Сам Кристиан - отец-одиночка, воспитывающий двоих дочерей. Дети - жертвы, пустое место (потому что квадрат остаётся пустым после того, как «взрывается» девочка).

«Квадрат» Рубена Эстлунда.

Лучшая женская роль

- Ещё один фильм, который говорит о современной реальности, - «На пределе» Фатиха Акина. Актрисе Диане Крюгер он принёс приз за лучшую женскую роль.

Фатих Акин - режиссёр турецкого происхождения, лауреат множества призов в Каннах, Венеции, Берлине… Картина - это история теракта, в котором главная героиня потеряла мужа-турка и сына (опять же тема жертвенного ребёнка). Террористы (неонацисты) были оправданы судом, и героиня решает отомстить. К этому фильму у меня есть ряд претензий - и главная, как он построен. Конструкция настолько искусственна и предсказуема, а финал узнаваем, что не удаётся увидеть никакого сопереживания. Впрочем, это моё личное мнение.

«На пределе» Фатиха Акина.

Лучшая мужская роль

- «Тебя никогда здесь не было» - вновь история маленькой девочки–жертвы и её попытки спастись от страшной угрозы. Картину купили для российского показа, но, возможно, мы увидим её не такой, какой увидели в Каннах, так как шотландский режиссёр Линн Рэмси привезла на фестиваль незаконченную версию. Несмотря на это, она получила 2 важных приза - за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль. Это вариация «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Леона» Люка Бессона. История виртуозного наёмного убийцы, который пытается спасти от сети педофилов маленькую девочку-блондинку. Картина, по сути, представляет нарезку детских впечатлений героини и героя. Киллер (актёр Хоакин Феникс) представлен тоже как ребёнок. Он живёт с мамой. По вечерам смотрит с ней телевизор. И кроме того, что совершает на заказ убийства, абсолютно инфантилен. Фильм раскрывает тему тотального сиротства. Потому что сиротами здесь являются и главный герой, и героиня.

«Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси.

Жертва ради искупления

- Приз за сценарий картина «Тебя никогда здесь не было» разделила с фильмом «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. В главных ролях - Колин Фаррелл и Николь Кидман. Это история хирурга, работающего в госпитале. Он встречается со странным подростком. Зачем? Не буду вам рассказывать, хотя многие критики уже разболтали. Скажу лишь, что речь идёт о жертве, на которую должен пойти главный герой ради искупления некоего зла.

И вновь Николь Кидман

- В этом году актриса 4 раза выходила на красную дорожку в связи с четырьмя разными фильмами. Это абсолютный рекорд. Приз за режиссуру взял фильм «Роковое искушение» Софии Копполы, в котором Кидман сыграла главную роль (не уверен, что фильм заслуживает такого приза). Её партнёр в этой картине вновь Колин Фаррелл. Фильм выйдет на российские экраны уже в июле. Это тоже история принесения в жертву, «нарушенного» детства. В центре - девочки из пансиона, которые во время Гражданской войны на юге Америки приютили у себя раненого солдата-северянина, и что из этого получилось.

«Роковое искушение» Софии Копполы.

- Мне кажется, что всё это ставит новую полярность в современном кино. Это не правые и левые, богатые и бедные, и даже не мужчина и женщина, а взрослые и дети. Детский взгляд на мир. Безразличие, непонимание, неспособность сохранения общего языка. Всё это, по мнению режиссёров наших дней, является ключом к нашим комплексам, к неуверенности, травмам. И, возможно, одним из способов преодоления этих травм.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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