«В Каннах победил самый парадоксальный фильм»

Татьяна СВЕТЛОВА.
Опубликовано: 18.07.2017 16:14 0 828
«В Каннах победил самый парадоксальный фильм»

Кинокритик Антон Долин рассказал о картинах, которые поразили жюри фестиваля и получили награды.

В этом году фестиваль был собран вокруг тем, которые задали русские режиссёры. Одна из них - отношения взрослых и детей. Какие же картины отметило жюри?

Шаг в сторону - и всё меняется

- «Квадрат» - фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда - самый парадоксальный и неожиданный, - говорит Антон ДОЛИН. - Современная Европа представлена через метафору Музея современного искусства. Действие происходит в Стокгольме будущего, где нет монархии, демонтирована статуя короля перед дворцом, а дворец превращён в Музей современного искусства. У куратора музея Кристиана на площади крадут мобильник и бумажник. Отследив свой телефон через приложение, он приходит в бедный район и, поскольку не знает, в какой квартире живёт похититель, раскладывает по почтовым ящикам письма с угрозами. Этот поступок приводит к непредсказуемым последствиям. Это история о том, что человек живёт в безопасном, «очищенном» мире, но стоит сделать шаг в сторону, всё меняется, и становится неуютно. Фильм сам является произведением современного искусства и одновременно великолепно глумится над современным искусством. Например, в музейном зале есть инсталляция: одинаковые кучки земли, расположенные в некоем порядке. И когда уборщик случайно нарушает этот порядок, происходит скандал, потому что теперь придётся выплачивать огромную сумму. Это кино, говорящее о дискомфорте в социуме, где все вроде бы достигли консенсуса и должны чувствовать себя счастливыми. Но счастья не ощущается. Присутствует и тема детей-жертв. Рассказывается о необычной акции. На площади города есть «квадрат сострадания и толерантности». Предполагается, что любой человек, который входит в него, может попросить у прохожих помощи и те должны помочь. Такая игра в общественный договор, который в фильме не срабатывает. Пиарщики музея снимают ролик: взрывают квадрат, в котором оказываются котёнок и девочка. И это скандал. Сам Кристиан - отец-одиночка, воспитывающий двоих дочерей. Дети - жертвы, пустое место (потому что квадрат остаётся пустым после того, как «взрывается» девочка).

«Квадрат» Рубена Эстлунда.

Лучшая женская роль

- Ещё один фильм, который говорит о современной реальности, - «На пределе» Фатиха Акина. Актрисе Диане Крюгер он принёс приз за лучшую женскую роль.

Фатих Акин - режиссёр турецкого происхождения, лауреат множества призов в Каннах, Венеции, Берлине… Картина - это история теракта, в котором главная героиня потеряла мужа-турка и сына (опять же тема жертвенного ребёнка). Террористы (неонацисты) были оправданы судом, и героиня решает отомстить. К этому фильму у меня есть ряд претензий - и главная, как он построен. Конструкция настолько искусственна и предсказуема, а финал узнаваем, что не удаётся увидеть никакого сопереживания. Впрочем, это моё личное мнение.

«На пределе» Фатиха Акина.

Лучшая мужская роль

- «Тебя никогда здесь не было» - вновь история маленькой девочки–жертвы и её попытки спастись от страшной угрозы. Картину купили для российского показа, но, возможно, мы увидим её не такой, какой увидели в Каннах, так как шотландский режиссёр Линн Рэмси привезла на фестиваль незаконченную версию. Несмотря на это, она получила 2 важных приза - за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль. Это вариация «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Леона» Люка Бессона. История виртуозного наёмного убийцы, который пытается спасти от сети педофилов маленькую девочку-блондинку. Картина, по сути, представляет нарезку детских впечатлений героини и героя. Киллер (актёр Хоакин Феникс) представлен тоже как ребёнок. Он живёт с мамой. По вечерам смотрит с ней телевизор. И кроме того, что совершает на заказ убийства, абсолютно инфантилен. Фильм раскрывает тему тотального сиротства. Потому что сиротами здесь являются и главный герой, и героиня.

«Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси.

Жертва ради искупления

- Приз за сценарий картина «Тебя никогда здесь не было» разделила с фильмом «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. В главных ролях - Колин Фаррелл и Николь Кидман. Это история хирурга, работающего в госпитале. Он встречается со странным подростком. Зачем? Не буду вам рассказывать, хотя многие критики уже разболтали. Скажу лишь, что речь идёт о жертве, на которую должен пойти главный герой ради искупления некоего зла.

И вновь Николь Кидман

- В этом году актриса 4 раза выходила на красную дорожку в связи с четырьмя разными фильмами. Это абсолютный рекорд. Приз за режиссуру взял фильм «Роковое искушение» Софии Копполы, в котором Кидман сыграла главную роль (не уверен, что фильм заслуживает такого приза). Её партнёр в этой картине вновь Колин Фаррелл. Фильм выйдет на российские экраны уже в июле. Это тоже история принесения в жертву, «нарушенного» детства. В центре - девочки из пансиона, которые во время Гражданской войны на юге Америки приютили у себя раненого солдата-северянина, и что из этого получилось.

«Роковое искушение» Софии Копполы.

- Мне кажется, что всё это ставит новую полярность в современном кино. Это не правые и левые, богатые и бедные, и даже не мужчина и женщина, а взрослые и дети. Детский взгляд на мир. Безразличие, непонимание, неспособность сохранения общего языка. Всё это, по мнению режиссёров наших дней, является ключом к нашим комплексам, к неуверенности, травмам. И, возможно, одним из способов преодоления этих травм.

Татьяна СВЕТЛОВА.
Опубликовано: 18.07.2017 16:14 0 828
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев