«Безымянная звезда» в Калуге - не как в кино

Оксана КОЛОСОВА. Фото Андрея ГОРЛАЧЁВА и Сергея ГРИШУНОВА.
Опубликовано: 27.06.2017 15:51 0 818

Спектакль по одноимённой пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна обещает стать ярким событием в театральной жизни нашего города.

«И в тот момент, когда Мона сказала: «А я звезда, которая остановилась» - и поцеловала его, Вселенная перевернулась. Во мне тоже всё перевернулось, и сердце остановилось, и голова кружилась потом даже в антракте. Это спектакль-воздух, спектакль-космос».

Прогон, ставший открытием

Эти восторженные строки написала моя коллега - тележурналист Ирина Журавлёва, побывав на генеральном прогоне спектакля «Безымянная звезда». Его ставит в Калужском областном драматическом театре молодой режиссёр из столицы Виктория Печерникова. Премьера постановки состоится будущей осенью, на открытии нового театрального сезона. Первые результаты своей работы режиссёр и актёры показали в конце июня, перед тем как уйти на каникулы. Зрителей позвали немного: в основном это были не занятые в спектакле артисты, журналисты и друзья театра.

Честно скажу: собираясь на генеральный прогон, я испытывала очень противоречивые чувства. С одной стороны, Виктория Печерникова - режиссёр хотя и молодой, но очень талантливый. В 2014 году она, будучи ещё студенткой, поставила в Калужском драматическом театре спектакль «Гупёшка». Он получил самую высокую оценку критиков.

С другой стороны, мне казалось, что замахиваться на пьесу Михаила Себастьяна после потрясающего фильма Михаила Козакова с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях - это, конечно, смело, но, скорее всего, дохлый номер. Однако, побывав на прогоне, я поняла, что сильно ошибалась. «Безымянная звезда» Виктории Печерниковой совершенно не похожа на фильм Козакова (хотим мы этого или нет, сравнивать спектакль с кино обязательно будут, и относиться к этому нужно спокойно). Более того, постановка, на мой взгляд, получилась гораздо более объёмной и глубокой, нежели фильм.

Взглянуть по-новому

Сюжет пьесы Михаила Себастьяна известен. Однажды поздно вечером на вокзале маленького провинциального городка останавливается дизель-электропоезд до Бухареста, всегда следовавший без остановок. Причиной этого неожиданного происшествия стала прекрасная незнакомка, путешествующая без билета. Бедняжку высаживают на пустой перрон, податься ей некуда. Единственным человеком, готовым предоставить ей временное пристанище, оказывается местный учитель математики и астрономии Марин Мирою. Жители городка считают его чудаком и даже сумасшедшим, потому что в общественных делах он не участвует, живёт замкнуто, да ещё и странные, непонятные книги читает. Учитель и красавица Мона - так зовут прекрасную незнакомку - влюбляются друг в друга и решают не расставаться. Однако наступает утро, за Моной приезжает её любовник. Ему удаётся убедить подругу, что, если она останется в этом городишке, жизнь её станет скучной и серой.

В пересказе режиссёра Козакова эта история выглядит лёгкой, ироничной, местами грустной, но всё же комедией. Город - провинциальный, но очень даже уютный, а его жители - хотя и сплетники, но милые и симпатичные.

«А счастье было так возможно, так близко…». Учитель Марин Мирою (Дмитрий ДЕНИСОВ) и взбалмошная красавица Мона (Дарья КУЗНЕЦОВА).

В постановке же Виктории Печерниковой «Безымянная звезда» приобретает масштабы антиутопии. Мадемуазель Куку (её роль великолепно сыграла Светлана Никифорова) здесь не просто старая дева с несложившейся личной жизнью, а маленький фюрер в юбке. Кстати, в самой пьесе Михаила Себастьяна этот подтекст присутствует. Есть в ней такой фрагмент: мадемуазель Куку ловит на вокзале гимназистку, встречающую дизель, отчитывает её за легкомысленность, а затем спрашивает: «Где твой номер? Какой у тебя номер?» Девушка отвечает: «218-й». В фильме Козакова этого момента нет. Но на самом деле он очень важный, потому что это та самая деталь, которая даёт всей истории совершенно иное звучание.

Оно ещё больше усиливается, когда учитель приносит Моне купленную для неё в местном универмаге одежду. В фильме это просто симпатичное белое платье. В спектакле - нечто серое, сшитое из грубой ткани, напоминающее тюремную одежду. В финале «Безымянной звезды» звучит нацисткий марш «Herbei zum Kampf». Финал спектакля, кстати, тоже отличается от киношного.

Две Моны и один учитель

Впечатлениями по поводу актёрских работ поделюсь бегло - всё-таки лучше делать это после премьеры. Но многое из того, что я увидела, порадовало. Очень настоящими в своих образах выглядят Михаил Кузнецов (учитель Удря), Сергей Вихрев (Григ), Игорь Постнов (начальник вокзала), Елена Короткова (гимназистка), Антон Смородин (Иким). Как я уже отмечала, потрясающе играет Светлана Никифорова. Что касается исполнителей главных ролей Дмитрия Денисова (учитель) и Дарьи Кузнецовой (Мона), то им, безусловно, досталась трудная задача (мы же знаем, что их непременно будут сравнивать с Костолевским и Вертинской), поэтому с оценками спешить не буду и дождусь премьеры. К тому же очень интересно увидеть в роли Моны ещё и Анну Сорокину. В любом случае могу сказать, что наблюдать за Денисовым и Кузнецовой было нескучно.

Героиня Дарьи Кузнецовой красива, умна и очень одинока. «Иногда мне хочется кричать от скуки и от отчаяния. Потом это проходит».

Гармония во всём

Не могу не отметить потрясающее музыкальное и художественное оформление «Безымянной звезды». Музыку к спектаклю написала композитор Наталья Ручкина. Художник-постановщик - Максим Железняков. Удивительно гармоничное сочетание музыкального и визуального делает постановку ещё более пронзительной, захватывающей и волнующей. Несмотря на то что длится спектакль три часа, он не кажется утомительным и затянутым. И, наблюдая за героями на сцене, заранее зная финал этой истории, всё-таки веришь, что, может быть, где-то в огромной Вселенной эта история, и правда, повторяется вновь, но с другой судьбой. И «…всё, что мы здесь не можем довести и до половины - все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты - всё-всё там осуществимо, просто и легко».

 Наша справка 

Виктория ПЕЧЕРНИКОВА в 2000 году окончила оперное отделение школы им. Галины Вишневской, в 2004-м - Институт современного искусства, актёрский факультет (курс Е. Радомысленского). В 2010 году поступила в Российский университет театрального искусства (ГИТИС). С 2010-го по 2011-й - студентка режиссёрской группы факультета музыкального театра (курс Ю. Лаптева). Параллельно училась на курсе Д. Бертмана. С 2011 по 2015 год - студентка режиссёрской группы факультета режиссуры драмы (курс О. Кудряшова). Первый стипендиат премии А. Эфроса, учреждённой театром «Et Cetera». Поставила спектакли «Гупёшка» (2014 г., Калужский областной драматический театр), «Дурочка и зэк» (2015 г., театр «Школа современной пьесы»).

Оксана КОЛОСОВА. Фото Андрея ГОРЛАЧЁВА и Сергея ГРИШУНОВА.
Опубликовано: 27.06.2017 15:51 0 818
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев