Как стоматолог на пенсии стала киноактрисой
Одна из первых серий «Марьиной рощи-2». Главная героиня Нина Проходяева, которую блестяще сыграла Евгения Крюкова, показывает пожилой чете ювелирные украшения. Покупательница пристрастно рассматривает жемчужные бусы.
- Это не для нашего случая, - высокомерно замечает она.
- А заходите на следующей неделе, - пытается угодить Нина. - Будет богемское стекло.
- А муранское будет? - все тем же тоном спрашивает покупательница.
- Да будет, будет! - нетерпеливо перебивает её подошедший к витрине владелец ювелирной лавки.
Сказав: «До свидания», пожилая пара вышла.
Сцена длится всего 15 секунд. Но для калужанки Веры Николаевны НИКИТИНОЙ это настоящий бенефис. Она не просто снялась в массовке, а сыграла свою первую, пусть и небольшую роль.
Через несколько серий она вновь мелькнёт на экране - будет стоять у колонны драмтеатра, когда капитан Константин Трошин (Александр Домогаров) проходит мимо.
Счастливый случай
- В сериал попала совершенно случайно. Меня пригласила знакомая, - вспоминает Вера Николаевна. - Когда я пришла на съёмочную площадку в первый раз, сразу почувствовала - моё! Хотя даже не подозревала, какая это большая, серьёзная работа, сколько привлекается людей!
Съёмки сериала проходили в исторической части Калуги, в посёлке Полотняный Завод и в деревне Кукареки.
Несмотря на свой возраст - тогда калужанке было 67 лет, - вставала с рассветом, чтобы вовремя быть в назначенном месте.
- В принципе, я человек лёгкий на подъём, - поясняет она. - К тому же «Марьина роща-2» запала мне в душу. Съёмки в Калуге длились несколько месяцев, я и мои коллеги по массовке привыкли к ним, было взаимопонимание с режиссёром. Людей на съёмочной площадке расставляли, как фигуры на шахматной доске. Помощнику режиссёра Алексею достаточно было только взглянуть на нас и понять, кому куда встать, чтобы лучше смотреться в кадре.
Калужане на массовке фильма "Марьина роща".
Кинообразы
К моменту своих первых съёмок Вера Николаевна была пенсионеркой. Но не почивала на заслуженном отдыхе - встречалась с одноклассниками, ходила на культурные мероприятия. Именно эта жажда жизни, новых впечатлений и сделала её своей на сериальной площадке. Стоматолог по специальности, она ловила каждое слово режиссёра. И даже на своих первых съёмках с третьего дубля с «киношным» мужем вошла в кадр.
- После третьего дубля помощник режиссёра Алексей сказал: «Вера Николаевна, лучше и быть не может!» - вспоминает она.
В Кукареках калужанка сыграла деревенскую жительницу. Вместе с настоящим местным цыганом на телеге, запряжённой лошадью, съезжала с пригорка.
- Была поздняя осень. Мы стояли на пригорке, оттуда съёмочную группу не видно. Долго ждали начала съёмок, уже подумывали, не забыли ли о нас. Замёрзли. Хорошо, что на площадке всегда напоят чаем с сушками и печеньем. А туалет-то там какой - я удивилась: передвижной, с зеркалом и туалетной бумагой. Ну просто шик.
После «Марьной рощи‑2» калужанка снялась в массовке в «Чёрной кошке», а в начале этого года - в новом сериале «Декабристка».
- Съёмки «Декабристки» проходили в Тихоновой пустыни. На вокзале повесили вывеску: «Иркутский вокзал. Иркутск». Согласно сценарию, это 1953 год. Старушки у вокзала продают семечки, пирожки или предлагают снять квартиру. Всех этих бабушек я знаю - снимались с ними в других сериалах. Увидела их, подумала: «Сейчас и на меня наденут длинные юбки, телогрейку, платок, который я вообще никогда не ношу». Однако, когда пришла в костюмерную, мне дали натуральную каракулевую шубу чуть ниже колена, чёрную каракулевую шапочку пирожком, ботиночки и оставили мой белый шарфик. Попросили отворотик ботинок поднять вверх, тогда так носили. Макияжа никакого не было. С партнёром мы играли обеспеченную супружескую чету. Выходили из здания вокзала и шли влево. Потом режиссёр сказал: «Очень красивая пара, надо их поставить на передний план». Так и сделали. Затем снимали уже на вокзале. Мы сидели на лавочке спиной к камере, в кадр могли попасть только наши головы. Съёмки продолжались долго, видимо, что-то не шло. Я насчитала 8 дублей. Сначала выходила первая группа, которая снималась в одном эпизоде, затем вторая. А мы всё сидели на вокзале. Рабочий день начался в семь часов, а дома я была только в десятом. Переодеваться пришлось в холодном автобусе. Конечно, если человеку не нравится съёмочный процесс, он такого ритма и таких условий не выдержит. А мне в удовольствие!
Вера Николаевна признаётся: когда нет съёмок, она по ним скучает и вечерами рассматривает фотографии, сделанные на сериальных площадках.
- 27 мая мне будет 71 год, - говорит она. - Я считаю, что до конца своей жизни человек должен развиваться. Даже если остаётся жить совсем немного, он обязан в этом году узнать больше, чем в прошлом.