Закрытие полигона ТКО в Ждамирово: вопросов больше, чем ответов
17 января этого года произошло то, о чём говорили уже довольно давно, но во что верилось с трудом: закрылся полигон ТКО в Ждамирово, куда в течение многих десятков лет свозились твёрдые коммунальные отходы со всего города.
Виноват аэропорт
Причиной закрытия стало соседство с аэропортом «Калуга». Московская транспортная прокуратура ещё в 2015 году провела проверку, по результатам которой пришла к выводу: складирование отходов происходит на расстоянии менее чем 2,5 км от контрольной точки аэродрома. Это способствует массовому скоплению птиц, столкновение которых с воздушными судами может повлечь авиационные происшествия.
Любопытно: о том, что полигон больше не работает, стало известно не от горуправы, а от Управления службы судебных приставов, сотрудники которого в конце января приехали в Ждамирово, дабы убедиться, что складирование отходов действительно прекращено. От них же стало известно и о том, что все ТКО теперь свозятся на расположенный по соседству с полигоном Калужский завод по производству альтернативного топлива. Он открылся в конце минувшего года.
Официально, но не исчерпывающе
Эта новость вызвала много вопросов у жителей Калуги и Калужской области. Людей в первую очередь интересовало, что же происходит с так называемыми хвостами - той частью твёрдых коммунальных отходов, которые не подлежат переработке. Где их захоранивают, если старый полигон закрыт, а нового у нас просто нет. И второй момент: повысится ли для калужан в связи с этими новшествами тариф на вывоз ТКО?
Официальный комментарий горуправы мы получили лишь 1 февраля.
«Муниципальные власти были готовы к закрытию существующего полигона, и ещё в ноябре на территории города был введён в эксплуатацию Калужский завод по производству альтернативного топлива, - цитирует городская управа заместителя начальника Управления городского хозяйства Алексея ДМИТРИЕВА. - На заводе мусор проходит процедуру сортировки. Значительная часть его уходит в качестве топлива на завод «Лафарж». Отходы в объёме около 4000 кубических метров в день регулярно вывозятся, не накапливаются. Мощность нового предприятия позволяет продуктивно и полностью принимать и перерабатывать эти количества».
Ответов нет
Впрочем, исчерпывающих ответов на интересующие вопросы в данном комментарии нет. Скорее, он вызывает дополнительные вопросы. Например, каков всё-таки процент той незначительной части ТКО, которую не используют в качестве материала для изготовления топлива и которая вообще не подлежит переработке?
- После сортировки ТКО остаётся органика, и не вся она может стать материалом для топлива, - пояснил нам эколог Алексей СТРЕЛЬЦОВ. - Что происходит с ней? Кроме того, после сортировки остаются отходы, которые являются строительным мусором. Он также не сжигается и теоретически должен использоваться как стройматериал. Используется ли? Плюс к этому - другие отходы, которые не могут войти в топливо. Того, что остаётся, в лучшем случае не меньше половины, в худшем - процентов 70. Эти остатки нужно где-то захоранивать. Что происходит с ними? На какой конкретно полигон их вывозят?
Эти и некоторые другие вопросы мы направили в пресс-службу горуправы с просьбой предоставить нам уточняющую информацию. На момент, когда верстался номер, наше письмо всё ещё оставалось без ответа.