"У европейцев появился запрос на Россию"
Писатель Александр ЛАПИН издал в Германии первый том своего романа-эпопеи «Русский крест» на немецком языке.
Что русскому хорошо? Возможно, немцу теперь легче будет найти ответ. В Штутгарте 19 января в литературном кафе «Мокка» издательство Localglobal представило перевод первой книги романа-эпопеи Александра Лапина «Русский крест» - «Утерянный рай» (Verlorenes Paradies).
"Издатели убедили автора, что книга может быть интересна всем немцам."
Cтудентка Луиза Штайнер зачитала отрывок, в котором герои обсуждают своё будущее. В беседе с девушкой генеральный директор издательства Ханс Гэнг пояснил истоки романа - драматические перемены, через которые прошло целое поколение в Советском Союзе. Книгу Александра Лапина он охарактеризовал как ключ к пониманию современной России.
На вопрос журналистов, найдёт ли роман отклик у молодого читателя, Луиза Штайнер высказала мнение, что «Утерянный рай» - ценный документ меняющегося мира, и что он подчёркивает значимость личного выбора и ответственности.
«Возрождение нашей страны всех удивило»
Сам Александр Лапин отмечает, что решился на эксперимент:
- Немецкий издатель взялся выпустить мою книгу. И я подумал, что это может быть интересно читателю. Особенно первые тома, где показан Казахстан, молодые герои в интернациональном окружении. Как они жили, любили, встраивались в советскую систему. Мы с немецкой стороной долго утрясали формальности. И вот книга переведена, красиво издана. А ждёт ли её успех - посмотрим.
- Она в первую очередь рассчитана на потомков казахских немцев или вы надеетесь привлечь внимание более широкой аудитории?
"И вот книга переведена, красиво издана. А ждет ли ее успех - посмотрим..."
- У нас был спор. Я тоже думал, что «Утерянный рай» на немецком привлечёт наших бывших соотечественников и их детей. Но издатели убедили, что книга может быть интересна всем немцам. Сегодня - в условиях напряжённости - есть запрос на Россию. Это было неожиданно для всех: европейцы думали, после 1991 года наша страна будет медленно, но верно катиться к распаду. Но она возродилась и вдруг заявила о своих претензиях. Потом - об интересах на Ближнем Востоке. Выдвинула собственную идеологию: будем сохранять идентичность, выступать против глобализации. В результате Россия подала пример - аналогичные общественные движения подняли голову в Германии, Франции. Лет десять назад я общался с немцами или норвежцами, и они шёпотом мне сообщили: «Голосовали за правых - против либерального курса». А сегодня об этом говорят открыто. И мы видим брексит, победу Трампа… Хотя парадокс: в нашей собственной стране эти идеи не восторжествовали. Либералы остаются у власти. И мечтают: побыстрее бы с России сняли санкции. Чтобы снова можно было жить по-старому, Запад во все места целовать. Программы самостоятельного развития нет.
«Здравый смысл всё-таки преобладает»
- Что можете сказать об отношении немцев к русским?
- Здесь для меня показательно общение с Хансом. Очень интересный человек. Интересуется Россией, смотрит наш канал RT. И помнит достижения, о которых мы и сами подзабыли: прорывные технологии, космические спутники… Он такой далеко не один. А значит, здравый смысл всё-таки преобладает. Хотя люди разные.
По мнению Александра Лапина, в самой России сейчас идут интересные процессы:
- Согласно соцопросам, доходы населения уменьшились, жизнь слаще не стала. А люди не ропщут - готовы терпеть: хорошо не жили, не надо и начинать. Любопытный феномен. Европейцы думали: санкциями придавим их - они свалят Путина. И установим свой порядок. А получилось иначе. Потому что у русских появилась великая держава, общая идея. И соперничаем мы не с кем-нибудь, а с самой сильной страной.
В той же Америке Трамп понял: человек не может просто жить на пособие. У него должна быть цель - большая или маленькая. Он должен быть востребован. А для этого нужно себя проявлять. Поэтому Трамп говорит: нужно вернуть рабочие места - для американцев.
Человеку нужна душа…Но здесь мы уже переходим к вещам философским - им я особое внимание уделю в новом романе «Святые грешники», над которым сейчас работаю.