Послание из прошлого как предостережение

В Калужской драме родился новый любопытный спектакль - «Телеграмма», в котором 3 актёра исполняют 11 ролей.
16:57 17.01.2017
0 923
Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фото автора.

В Калужской драме родился новый любопытный спектакль - «Телеграмма», в котором 3 актёра исполняют 11 ролей.

- Я помню, что такое телеграмма, но уже смутно, - говорит молодой режиссёр Ярослав РАХМАНИН. - Но есть люди, которые вообще не знают, что это такое! Телеграмма - это что-то, чего уже нет, анахронизм, послание из прошлого. В данном случае - послание и предостережение.

Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Олега Михайлова, который стал лауреатом конкурса молодой драматургии в номинации «По мотивам», проведённого во время VI фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». И пьеса дождалась своего часа. Поставил её в рамках проекта «Дипломники столичных театральных вузов на малой сцене» выпускник РГИСИ из Санкт-Петербурга (мастерская профессора В.М. Фильштинского) Ярослав Рахманин. В основе лежат рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники Е. Шварца и произведения У. Сарояна. Автор посвятил пьесу латышской актрисе Марии Лейко.

На сцене всего три актёра. Актрису (маму) играет Светлана Никифорова. Двое других - Елена Короткова и Сергей Вихрев -  помимо главных исполняют ещё несколько ролей второстепенных. Вихрев в числе других и роль Сталина. При этом перевоплощение и переодевание происходят на глазах у зрителей.

​В образе пионера-горниста.

- В этом сложность и не­обычность спектакля, - рассказала перед премьерой, которая состоялась 10 января, Елена КОРОТКОВА. - Я играю совершенно разных женщин: главную героиню в разных её возрастах, молодую коммунистку и пожилую попутчицу. Стараюсь показать этих людей как можно дальше друг от друга, меняя речь, походку, внутреннее состояние… Спектакль сложный для восприятия. Это настоящая драма. Зрелище не для развлечения, а для думающих людей разного возраста. Наша задача - через материал попытаться подключить зрителей, чтобы они почувствовали атмосферу того времени, 1937-го, тех страшных лет тоталитарного режима, репрессий, расстрелов. Надеюсь, спектакль найдёт своего зрителя. Тема далека от молодёжи. Работать было безумно сложно и интересно! Вживалась, старалась понять, как тогда жили люди и чем, что чувствовали! Всё, что поняла, постараюсь донести до зрителя. Особенно хочется, чтобы прониклись мои ровесники. Это ведь «телеграмма» для них.

С. НИКИФОРОВА в роли мамы.

- Пьеса изначально весьма специфическая: драматург в какой-то мере уже выступает в ней как режиссёр, - анализирует пьесу и ход работы над спектаклем Светлана НИКИФОРОВА. - Автор правильно, на мой взгляд, уловил одну удивительную вещь. Каковы ваши детские воспоминания о «Чуке и Геке»? Это такая очаровательная семейная - вроде бы - история. Патриотичная. Красивая по атмосфере - зима, Новый год, тайга… Хорошо заканчивается. Но ведь там внутри ощущается какая-то тревога. Не знаю, откуда она исходит… Но она есть! Тревога спрятана где-то глубоко внутри. Между строк. Она чувствуется. Это талант Гайдара. Да и само время не могло не фонить! Автор пьесы Михайлов прочувствовал это. И как бы навязал уже свой, режиссёрский ход. Вот в этом я вижу сложность пьесы. Однако, всё равно - то, что получилось в конечном итоге, - это видение Ярослава Рахманина, его мир, его космос. Думаю, постановка должна найти своего зрителя, потому что затрагивает тонкие человеческие материи, то, что присуще каждому из нас, независимо от возраста и вкуса. Мы, актёры, искренне об этом рассказываем. А насколько нам удалось воплотить режиссёрские задумки, покажут реакция зрителей и время. Кстати, на надгробной плите Аркадия Гайдара выбиты слова именно из рассказа «Чук и Гек», которые звучат и в спектакле: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему. Но все вместе знали и чувствовали, что нужно честно жить и трудиться, главное, крепко любить и беречь эту огромную и прекрасную землю, которая зовётся Советской страной». Чудесные слова! Они и трогают, и страшны. Потому что знаем, что за этими словами стоит. Понимаем, что это значило для людей того времени. И всё равно - это любовь! Всё сложно!

Сергей ВИХРЕВ. Возможно, таким был Аркадий Гайдар.

- Лично я в работе над спектаклем совершенно по-другому открыл для себя детского писателя Гайдара, - говорит режиссёр Рахманин. - Узнал о человеке то, чего не знал раньше. Аркадий Гайдар в неполные 18 лет командовал полком, принимал участие в ликвидациях партизанских отрядов, восставших против советской власти в Хакасии и на Тамбовщине, в расстрелах, а потом стал талантливейшим детским писателем, создавая потрясающе светлые рассказы и повести. И надеюсь когда-нибудь поставить спектакль по биографии этой выдающейся личности.

Весьма любопытным получилось и минималистическое оформление спектакля сценографом-дипломником ГИТИСа Ариной Иксановой с элементами видеовизуализации, над которыми работал молодой художник Сергей ВИХРЕВ. Возможно, таким был Аркадий Гайдар.. Интересно подобраны музыкальные треки.

- Вообще, это командная работа, - сказал после первого показа режиссёр. - Спектакль рождался в совместных обсуждениях, размышлениях и находках с замечательными актёрами.

В феврале эту прелюбопытнейшую постановку можно будет увидеть один-единственный раз - 24-го, в пятницу.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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