По ту сторону сцены
За плечами педагога по вокалу Витанны ГАРТУНГ - серьёзный опыт работы в различных учебных заведениях нашей страны и за рубежом. С 2008-го она с детьми живёт в Калуге. Преподаёт в Центре дополнительного образования для детей «Радуга». Как результат - имя одного из её учеников, Антона Чухрия, блестяще выступившего в телевизионном конкурсе «Синяя птица», стало известно всей стране.
Правда, преподаватель и ученик относятся к популярности спокойно. Ведь Антон покорял и не такие вершины, неоднократно становясь лауреатом самых разных конкурсов. А 9 Мая 2015 г. на Театральной площади в Москве спел дуэтом с самим Иосифом Кобзоном.
- Как он может быть звездой, если ему надо работать и работать, - серьёзно говорит Витанна. - Воспитанников «Радуги» редко приглашают выступать в родном городе. А сейчас сработал «эффект телевизора» - Антон в Калуге нарасхват. Иногда для того, чтобы увидели свои, надо что-то сделать далеко и громко.
О победах и поражениях
Одновременно Витанна занимается практически с 60 детьми. Есть среди них и 7-летние малыши, и подростки, которые раньше пели только дома или в караоке с друзьями. Хотят поставить себе голос и взрослые люди.
- Но я практически за них не берусь: нет смысла работать. У взрослых всегда находится десять причин, почему они не могут выполнить то или иное задание, - признаётся она.
Результат - важная составляющая работы педагога. Одно из условий обучения - конкурсы. Если участие пассивное - ребёнок теряет интерес, находит другое занятие или меняет педагога.
- Ко мне приходят те дети, которые хотят не только выступать на сцене, но и самореализоваться. Конечно, у них есть сомнения, неуверенность, страхи. Поэтому часто приходится наряду с основной работой помогать родителям формировать личность ученика. Лауреатство 3-й степени - нормальный результат в нашей среде. Среди моих учеников не все эстрадные вокалисты. Некоторые дети раскрываются в актёрском мастерстве.
- Если ребёнок не займёт призового места, он может закрыться, сломаться?
- Были случаи, когда хорошо подготовленные дети приезжали на конкурс, а показать себя не смогли. На сцене у них от страха и волнения перехватывало горло - полный провал. После этого они заявляли, что больше заниматься не будут. А через неделю приходили ко мне, готовые работать и бороться. К сожалению, не всегда бывает и правильная, компетентная оценка судей. Порой случается, что члены жюри просто не разглядели исполнителя. Мне не бывает стыдно за своих учеников. Я очень их люблю, вкладываю в них душу. Даже после неудачи они всё равно большие молодцы. У меня принцип такой: мы готовимся и выглядим достойно!
Ступенька для одарённых детей
- Как вы выбираете конкурсы для своих воспитанников?
- Смотрю на организаторов: какая предлагается перспектива, есть ли возможность двигаться дальше. Просто пиар неинтересен. Выбираю различные конкурсы, где в составе жюри есть педагоги престижных учебных заведений. Детям, которые их заинтересовали, они дают приглашения на учёбу, иногда сертификаты на зачисление в вуз. Это для меня важно. Например, Антон Чухрий и Артемий Аверьянов уже получили приглашение во Владимирский государственный университет, так как члены жюри были в восторге от их выступления на международном конкурсе. Выберут ли они этот вуз или эту специальность, решать уже им.
Медведь на ухо наступил
- Можно ли детей,у которых нет ни слуха, ни голоса, научить петь?
- Таких очень много. Есть дети - «гудошники», у которых нет интонации в звукоизвлечении, они просто гудят. Всё их пение сводится к 3–4 нотам, максимум - к 5. Это то, что они запомнили с колыбели. В принципе, из «гудошников» получаются музыкально развитые дети. Даже из самого непоющего ребёнка можно сделать интонирующего, нужно просто знать как. Но для этого потребуется очень много терпения как от педагогов и родителей, так и от самого ребёнка. Музыка - очень важный момент в воспитании детей. Так, материнское пение закладывает правильную работу головного мозга младенца, даже если мама поёт не совсем верно. Она может и не петь - просто «мычать», напевать что-то без слов, прижимая к себе малыша. Это уже большое дело.
- Как быстро вы понимаете, что перед вами - одарённый ребёнок?
- Обычно потенциал виден сразу. Порой достаточно хорошего распевания. Высокий результат - это процесс работы хорошего коллектива, способных учеников, замечательных родителей.
При этом Витанна подчёркивает, что одарённости и абсолютного музыкального слуха недостаточно.
- Если у ребёнка есть способности, но нет желания - ничего не получится. Иногда родители приводят детей, потому что хотят, чтобы те пели. А ребёнку этого не надо. Зачем мучить?
- Не обидно, когда ваши воспитанники становятся юристами, экономистами, а не певцами?
- Мне радостно, что они состоялись как личности. Петь - это для души. Опыт выступления на сцене, работоспособность, дисциплина, самоорганизация помогают им в дальнейшем в учёбе и в карьере.