Последний год – он трудный самый, или Как выжить в 11-м классе
Финальный год учёбы в школе считается одним из самых сложных. Мы попросили тех, для кого этот напряжённый марафон уже позади, дать несколько полезных советов тем, кому сдача ЕГЭ только предстоит: что могут сделать ребята и их мамы и папы, чтобы смягчить предэкзаменационный стресс, и на какие моменты следует обратить особое внимание?
Павел СЕЛЕЗНЁВ:
— Чтобы благополучно пережить этот непростой период, школьникам нужно правильно расставить приоритеты, а родителям — помочь им в этом. Ребёнок должен понимать, кем он хочет стать. Для этого советую детям пройти качественное профтестирование. Если есть возможность погрузить ребёнка в ту профессию, которую он мечтает получить, не отказывайтесь от неё. Может быть, он, увидев профессию изнутри, передумает и выберет другое направление. Советую не отказываться и от возможности поработать с репетитором. Речь идёт не о том, что в школе ребёнку дают не очень хорошие знания. Просто разные педагоги подают материал по-разному. Совмещение двух подходов может быть для школьника полезным. Очень рекомендую выпускникам сдавать не только базовую, но и профильную математику. Всегда есть вероятность, что именно тот предмет, на который вы не делаете ставку, на самом деле окажется решающим. В случае с нашей дочерью получилось именно так. Она изначально собиралась поступать в медицинский вуз, но в самый последний момент передумала и подала оригиналы документов на факультет психологии СПбГУ, где нужна была профильная математика. Дочь сдавала её на всякий случай по совету учителя. Вообще, если есть возможность сдать большее количество предметов, сдайте их (при условии, конечно, что школьник чувствует в себе силы) — это увеличит ваши шансы на поступление по разным направлениям. Если есть возможность взять целевое направление, используйте её. Если у выпускника большое количество баллов по предметам, необходимым для той специальности, на которую он поступает, от направления можно отказаться. В этот период важна психологическая поддержка детей. Главное — не нагнетать атмосферу ни в школе, ни дома. Разговоры из серии: «Не сдашь ЕГЭ — пойдёшь работать дворником» — просто недопустимы. Советую быть спокойными всем: и детям, и родителям, и учителям.
Евгения СЕЛЕЗНЁВА, студентка 1-го курса Санкт-Петербургского государственного университета:
— Учёба в 11-м классе была непростой с психологической точки зрения. Нет, учителя не запугивали нас — скорее, это я накручивала себя. Поэтому психологическая поддержка в этот период очень необходима, и только лишь фразы: «Всё будет хорошо» — недостаточно. Сложность учёбы в 11-м классе заключается ещё и в том, что большинство выпускников готовятся к тем экзаменам, которые нужны для сдачи и поступления в вуз. Однако школьную программу при этом никто не отменял и по ней тоже нужно было успевать. Приходилось писать много контрольных то по одному предмету, то по другому. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы учителя относились более лояльно к тем школьникам, которые уже определились со своим дальнейшим направлением и интенсивно занимаются по нему. Очень не хватало мероприятий по профориентированию. Я два года готовилась к поступлению в медицинский, но сомневалась, моё ли это. В неприятной для себя ситуации нестабильности оставалась даже тогда, когда сдала выпускные экзамены в школе и подала документы в вузы. Мой совет ребятам: начинайте готовиться к экзаменам заранее. В начале года есть ощущение, что впереди ещё год и всё успеется. Это иллюзия. Одного полугодия недостаточно, чтобы всё успеть, поэтому лучше браться за ум ещё в 10-м классе.
Анна БОЛЬШОВА:
— К окончанию школы дети должны иметь какую-то определённость в плане выбора профессии. Для этого необходима хорошая работа по профориентированию старшеклассников. В Москве и Обнинске есть центры, где проводятся тестирования по выбору профессии. В Калуге я таких, к сожалению, не нашла. Возможно, поэтому у дочери вопрос: куда подавать оригиналы документов? — висел до последнего.
Рекомендую сдавать всем и базовую математику, и профильную. Экзамен по базовой несложен, он позволит получить аттестат. А наличие результата по профильной математике существенно расширит список вузов и специальностей, на которые можно подать документы. Но нужно помнить, что принять решение о сдаче экзамена необходимо в феврале. Если вы этого не сделаете, а в мае решите, что предмет нужен для поступления, то изменить уже ничего не получится. Поэтому лучше закажите побольше экзаменов в феврале. Если поймёте, что какой-то ЕГЭ вам не нужен, на него можно просто не прийти. Это не карается никакими санкциями. Нелишними будут занятия с репетиторами. Школа может дать тот необходимый минимум, который нужен для получения аттестата. Но для поступления в престижный вуз этих знаний всё же недостаточно. Очень советую родителям взять целевое направление по той специальности, по которой их ребёнок планирует дальнейшее обучение. Это даёт определённые преимущества при поступлении. Нужно понимать, что ценность каждого балла высока и что за каждый балл надо бороться. Получить их можно, естественно, на ЕГЭ. Но плюсом можно заработать дополнительные баллы за какие-либо личные достижения: за участие в предметных олимпиадах, золотой значок ГТО, разряд по шахматам. Заранее посмотрите, за что конкретно начисляются дополнительные баллы в тех 5 вузах, куда планирует поступать ваш ребёнок. О психологической поддержке. У моих знакомых сын в прошлом году не сдал математику и в итоге остался без аттестата. Это была трагедия для всей семьи. И урок для меня. Я признала, что такой финал тоже возможен, но он абсолютно не смертельный, и жизнь на этом не заканчивается. Кстати, сын моих знакомых успешно пересдал математику через год, сейчас учится в вузе, причём на бюджете.
Александра ПЕТРОВА, студентка 1-го курса Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии:
— 11-й класс был тяжёлым в психологическом плане: чувствуешь, что экзамены всё ближе и ближе, хотя готовиться к ним, заниматься с репетиторами я начала с 9-го класса. Учителя в школе, конечно, говорили, что всё будет хорошо, но особого успокоения это не приносило. Меня хорошо поддерживали родители. Это очень важно — в такие моменты чувствовать заботу и любовь родных и близких людей. Жалею, что у нас в школе не было профориентационной работы как таковой. Я считаю, что она важна. Поэтому, если есть возможность пройти качественное проф-ориентационное тестирование, советую не пренебрегать ею. Особенно если нет чёткого представления о том, в каком направлении двигаться дальше. Главный мой совет старшеклассникам: не откладывайте всё в долгий ящик, не делайте всё в последний момент, начинайте готовиться к экзаменам уже сейчас.
А как вы поддерживаете своих детей в подобных ситуациях?
Поделитесь с нами советами. Наш телефон: (4842) 79 04 54.
E-mail: ok@kp.kaluga.ru.