Стена скорби в Калуге: быть или не быть?
С предложением о её устройстве к городским властям обратились участники Калужской ассоциации похоронных компаний.
Рано или поздно Калуга столкнётся с проблемой отсутствия земли под захоронения, убеждены члены ассоциации. В качестве примера приводят Литвиновское кладбище.
— В декабре прошлого года там оставался небольшой участок,— говорит один из представителей сообщества Сергей БОЛТУНОВ.— К июлю этого года он уже был заполнен.
Кремация или захоронение?
Единственным выходом в данной ситуации является строительство крематория и колумбария при нём, считают специалисты, работающие в сфере ритуальных услуг. Первым шагом к формированию новой для Калуги традиции могло бы стать создание в городе так называемой Стены скорби.
— Речь идёт о колумбарной стене, предназначенной для хранения урн с прахом умерших,— объясняют члены Ассоциации ритуальных компаний.— Обустроить её мы предлагаем в ограждениях Пятницкого и Трифоновского кладбищ. Параметры стены — примерно 2,5 на 2 метра. Глубина — около 70 см.
Такие хранилища существовали ещё в Древнем Риме. Само название «колумбарий» происходит от латинского слова columba («голубь») из-за его внешнего сходства с голубятней. В Москве действует 23 колумбария. Они есть как при крематории, так и при городских кладбищах.
— Захоронение в колумбарий становится всё более распространённым по нескольким причинам,— говорят эксперты.— Во-первых, в колумбариях больше свободных мест. Во-вторых, место для хранения урны с прахом, в отличие от могилы на кладбище, практически не требует ухода.
О востребованности услуги
По данным статистики, в Москве и Санкт-Петербурге в колумбариях захоранивают 60% усопших. Члены Калужской ассоциации похоронных компаний уверены: услуга станет востребованной и в нашем городе.
— По имеющимся у нас сведениям, потребность в ней в Калуге есть,— говорят они.— Хотя часть сообщества, конечно, относится к кремации и колумбариям с предубеждением. Но в тех регионах, где власти проводят с населением разъяснительную работу, отношение людей к этой традиции меняется.
Одним из таких примеров является Новосибирск. Несколько лет назад местные власти также столкнулись с проблемой нехватки земли под захоронения. Первый крематорий в городе был открыт в 2008 году. Вскоре после этого на главных кладбищах Новосибирска построили колумбарные стены. Благодаря тому что местное руководство осознанно идёт на популяризацию и пропаганду кремации в целях экономии места и улучшения экологии города, количество кремированных за последние годы увеличилось до 25% от общего количества усопших.
Что дальше?
Как к этой традиции относятся калужские градоначальники, пока неясно. Минувшим летом участники Ассоциации похоронных компаний направили в Управление городского хозяйства письмо с предложением о создании Стены скорби. Ответ за подписью заместителя начальника Управления Алексея Дмитриева оказался весьма лаконичным — всего 4 строчки. Авторам обращения предложили представить проект устройства колумбарной стены. Сотрудники ритуальных компаний готовы заняться его разработкой. Главное, чтобы он оказался нужным городу и чтобы разговор не закончился банально: мол, калужане пока не готовы к таким радикальным нововведениям, поэтому лучше поговорить об этом когда-нибудь потом.
Православная общественность к крематориям и колумбариям относится неодобрительно, ссылаясь на слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдёт воскресение мёртвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идёт только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее воскресение». Вместе с тем профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорит о кремации так: «С точки зрения православного вероучения не имеет никакого значения, был человек предан земле или кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжён с определёнными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела».
Возвращаясь к напечатанному
В № 35 от 31 августа в статье «Остановить похоронный беспредел» мы рассказывали о встрече за «круглым столом», прошедшей в нашем пресс-центре, с участием членов Ассоциации похоронных компаний. Напомним: речь шла о коррупции в похоронной сфере. Участники встречи рассказали о том, кто и на каких условиях поставляет «чёрным» агентам информацию об умерших, как вербуются информаторы и почему в конечном итоге от этого страдают родственники покойных. По итогам разговора члены ассоциации обратились с открытым письмом в адрес губернатора, в котором попросили его «дать соответствующие поручения в компетентные органы и профильные организации для предотвращения коррупционных правонарушений в сфере оказания ритуальных услуг». В ответе за подписью заместителя главы региона Руслана Смоленского говорится о том, что 20 сентября в администрации губернатора состоялось совещание с участием представителей ассоциации, на котором им предложили назвать конкретные факты нарушения законодательства о похоронном деле с тем, чтобы затем руководство Областного УМВД провело по ним доследственные проверки и приняло меры по исключению фактов передачи сотрудниками полиции информации об умерших работникам ритуальных агентств. Кроме того, в администрации губернатора состоялось совещание с участием главного полицейского Калуги Станислава Орехова. Ему предложили вернуться к рассмотрению материалов проверок по фактам нарушения законодательства о похоронном деле и принять конкретные меры, исключающие возможность передачи информации об умерших участковыми и дежурными полицейскими.
Ранее мы получили из пресс-службы УМВД РФ по Калужской области официальный комментарий, в котором говорится, что «до настоящего времени официальных заявлений и обращений о фактах предоставления ритуальным службам сотрудниками полиции информации об умерших не поступало. Фактов, когда участковые уполномоченные полиции не выезжали бы на вызов, а отправляли заявителей в ритуальную компанию, не установлено».
Изменится ли теперь что-то в сфере оказания ритуальных услуг, зависит исключительно от того, насколько серьёзно отнесутся к проблеме чиновники и правоохранительные органы: захотят решать или же сделают вид, что её вовсе не существует.