Есть ли жизнь за городом?
Жилой квартал или экопосёлок? Используем SWOT-анализ*.
Новое слово: экопосёлок
Похоже, муравейники высоток — это уже вчерашний день. Экономический кризис заставил девелоперов пересмотреть свои маркетинговые подходы к формированию предложения на рынке недвижимости.
Первой ласточкой в Калуге стал всем известный «Кошелев-проект», который внедрил революционную на тот момент концепцию низкобюджетного малоэтажного строительства. Трёхэтажные дома строить намного дешевле, чем высотки: совершенно иные требования к конструктивной прочности. А сравнительно низкая стоимость большого участка земли обуславливалась размещением практически в чистом поле.
Удешевления достигали, отказываясь даже от полноценных балконов и делая потолки такими же низкими, как в «хрущёвках». Но всё равно этот опыт оказался не только успешным, но и обозначил дальнейшее направление развития строительной индустрии.
Похожие проекты стали появляться в окрестностях
Калуги один за другим. Большие квартиры здесь не строят, как правило, только 1- и 2-комнатные небольшой площади. Это совсем неэлитное жильё: квартиры рассчитаны на людей, стеснённых в средствах. Но при этом располагающих автомобилем. Парадокс? Вряд ли.
Однако насколько потребителю интересно то, что выгодно застройщику? Давайте применим для этого инструментарий, обычно используемый в бизнесе, так называемый SWOT-анализ. Он предполагает изучение сильных и слабых сторон проекта во внутренней и внешней среде, иными словами, его преимущества, недостатки, угрозы и возможности.
Преимущества
Первое, на чём застройщики делают акцент в своих рекламных буклетах, это ЭКОЛОГИЯ. В экопосёлке городской житель имеет шанс узнать, что такое пение птиц за окном и по-настоящему чистый воздух. Если в городе явно ощущается дефицит парков, то для жителя экопосёлка такой проблемы не существует. Он, можно сказать, живёт в парке.
Однако самое главное преимущество — это всё-таки не экология (которая сейчас, откровенно говоря, мало кого интересует всерьёз), а ЦЕНА. При низкой себестоимости проекта и цены на квартиры в экопосёлках, соответственно, ниже, чем в городских жилых кварталах.
Третье ключевое преимущество — ПРОСТРАНСТВО. Жителям экопосёлков неведомы проблемы поиска парковки, когда вечером все приехали с работы. Или где ребёнку покататься на велосипеде, роликах или скейте, если рядом с домом с утра до вечера носятся машины.
Есть и коммунальные преимущества: малоэтажное строительство позволяет широко использовать индивидуальное газовое отопление, которое не только более экономно, но и намного комфортнее центрального. Ещё один нюанс — НИЗКИЕ ТАРИФЫ на газ, воду и электроэнергию.
Не менее важное достоинство — БЕЗОПАСНОСТЬ. Асоциальные элементы какими-то неведомыми путями иногда просачиваются даже сюда. Но, как правило, человек уже самим фактом приобретения жилья здесь подтвердил статус добропорядочного гражданина. Кроме того, территория экопосёлков в обязательном порядке охраняется.
Недостатки
Администрации больших экопосёлков по мере возможностей решают с властями вопрос общественного транспорта. Однако, учитывая удалённость от города, полностью решить транспортную проблему трудно. Приходится признать, что экопосёлки наиболее удобны для тех семей, в которых есть автомобиль, а то и два.
Возможно, именно поэтому такие поселения сначала позиционировались как места для пенсионеров. Однако впоследствии целевая категория поменялась: теперь в экопосёлках застройщики видят молодой и динамичный контингент. Тех, кто сросся со своей машиной и для кого сгонять ночью в аптеку за 10 километров не проблема.
Но, будь ты человеком «с бензином в крови», отсутствие привычной для городского жителя инфраструктуры напрягает, когда за любой мелочью нужно ездить в город. Сетевые магазины строить здесь невыгодно: нет оборота, а бизнес маленьких частных магазинчиков давно убит этими самыми сетевиками.
Другая «засада» — отсутствие образовательных и детских дошкольных учреждений. Нет, застройщик вас будет уверять, что строительство школы и детского сада «предусмотрено проектом». Но всё же стоит помнить о том, что единственные из многочисленных застройщиков, выполнившие свои обещания в этом отношении, — тот же «Кошелев» да ещё «Воскресенское».
А спортивные секции, музыкальные школы и так далее? От всего этого дети оказываются фактически отрезанными, попадая в критическую зависимость от родителей с автомобилем.
Человек, проживающий в таком посёлке, де-юре становится сельским жителем. Поэтому в городскую поликлинику теперь не попадёшь — езжай в райцентр. За любыми справками — туда же.
Ещё одна особенность жизни за городом — возможные проблемы с сотовой связью и тем более с мобильным Интернетом.
Возможности
Городская среда может в одночасье ухудшиться. Многие почувствовали это на себе в сентябре, когда на ряде городских маршрутов резко сократилось количество автобусов. Для имеющих авто жителей экопосёлков такая угроза не ощутима: если по мере развития кризиса городская инфраструктура будет приходить в упадок, они этого на себе не почувствуют.
То же касается криминогенной ситуации. Закрытая охраняемая территория, дружные и добропорядочные соседи, отсутствие случайных людей минимизируют риск квартирных краж или ограблений. Более того — создают дружный кондоминиум, в котором все друг друга знают и друг другу помогают.
Автономные системы водоснабжения и водоотведения, индивидуальное отопление также не зависят от состояния общегородских сетей, износ которых в Калуге, по некоторым оценкам, доходит до 80%.
Статистика показывает, что земля стабильно дорожает. Пропорционально может расти в цене и жильё в экопосёлках. Если же к этому добавить постепенное развитие внутренней инфраструктуры, то вложение средств в квартиру в таком посёлке может стать вполне рациональным выбором.
Угрозы
Как будет развиваться жизнь в экопосёлках? Возможно, в будущем они станут эдакими урбанистическими оазисами с развитой инфраструктурой на основе малого предпринимательства. Но нельзя полностью исключать и депрессивный сценарий, при котором развитие торговой и иной инфраструктуры экопосёлка не сможет идти теми темпами, какими хотелось бы его жителям.
Другой вопрос связан с транспортом. Это и экономическая ситуация в стране, и ваши личные жизненные обстоятельства. К примеру, обслуживание автомобиля может подорожать настолько, что ездить каждый день станет накладно.
И, в конце концов, машину тоже не будешь водить вечно: рано или поздно от этого придётся отказаться из-за проблем со зрением и координацией. Остаться на старости лет за десятки километров от ближайшей аптеки или хлебного магазина — перспектива не из весёлых.
*SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и в разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Плюсы и минусы жизни за городом
А теперь сведём всё это в стандартную SWOT-таблицу.
Вам остаётся только отметить все позиции по степени важности лично для вас. Теперь вы точно знаете, к чему стремиться: к жилью в загородном экопосёлке или в традиционном жилом квартале.