Казахстанские каникулы: террористы на границе с Россией

Корреспондент «Калужского перекрёстка» оказалась в гуще событий во время атаки бандитов на Актобе.
12:45 28.06.2016
0 1066
Галина Махно. Фото автора.

Корреспондент «Калужского перекрёстка» оказалась в гуще событий во время атаки бандитов на Актобе.

Родилась я на границе России и Казахстана — в городе Актюбинске. На волне переезда русских в 90-е годы родители увезли меня в Россию. Но осталось много светлых воспоминаний, друзей и родственников. Раз в пять-шесть лет я езжу к ним в гости. Этот отпуск был особенным. Он выпал на 5 июня. Этот день всему Актобе (новое название Актюбинска. — Прим. ред.) запомнится кровавыми событиями.

Неожиданные новости
Пока мы спокойно ехали в поезде, маме позвонили из Краснодара подруги. То, что в Актобе стреляют и там чуть ли не война, сначала даже не воспринималось всерьёз, казалось какой-то глупой шуткой. В нашем солнечном Актобе? Война?
Естественно, начинаем звонить друзьям и родственникам в Актобе. Удивительно, но там вообще не в курсе, что у них что-то происходит. Город оцепили, летают вертолёты, а так вроде тихо, только и успели сообщить нам.

Очень скоро дозвониться до Актобе стало невозможно. Интернет там отрубили почти сразу после нашего разговора, сотовая связь работала с перебоями. Последнее сообщение было о том, что в городе объявлен «красный» уровень опасности террористической угрозы.
О том, что происходило тогда в Актобе, мы узнавали через Россию. И это позволило хоть как-то избежать паники и перестроить планы.

Решено было в любом случае пересечь границу, но не шестого июня, как хотели изначально, а седьмого. Пришлось задержаться в приграничном Орске на сутки дольше запланированного. Его спецслужбы, кстати, подняли по тревоге сразу же, как только стало известно о событиях в Актобе. Была информация, что восемь террористов попытаются перебраться в Россию.

Бандиты в городе
Напомню, что произошло в моём родном Актобе в ту кровавую неделю с 5 по 11 июня.
45 человек, исповедующих нетрадиционный ислам, собрались на съёмной квартире. К ним обратился так называемый имам, как предполагают спецслужбы, из Сирии, со словами о том, что им нужно провести священный джихад. Из 45 человек поднялись 25  — остальные отказались.

Толпой джихадисты ворвались с ножами в оружейный магазин «Паллада», откуда, убив посетителя и продавца, похитили оружие. Застрелили и охранника, подоспевшего только через 10 минут. Полицейский наряд, прибывший на место, вступил в перестрелку с уже вооружённой бандой.
Затем одна группа бандитов на захваченном пассажирском автобусе протаранила ворота войсковой части и расстреляла военных. Цель была пройти на оружейные склады и похитить более серьёзное оружие, а потом пойти на захват колонии и государственных учреждений.

Нападавшие на Актобе — обычные казахи, уроженцы этих мест. Ничто не выдаёт в них террористов.

Вторая группа угнала полицейскую машину и направилась в оружейный магазин «Пантера», где совершила грабёж и развязала смертельную перестрелку. Далее террористы группами разбежались по городу. К 11 июня, по официальным данным, все джихадисты были пойманы.
Но об этих событиях простым смертным рассказали только 13 июня, а на 7 июня, когда мы приехали в Актобе, людям было известно только то, что ищут 12 террористов.
И всё. Никакой другой информации не было.

Город в оцепенении и слухах
Не работали Интернет и сотовая связь. Были закрыты большая часть магазинов, банки, заправочные станции. Всё делалось вроде для того, чтобы ограничить ресурсы террористов и защитить население, но на деле это спровоцировало настоящую панику. Сарафанное радио сообщало о том, что бандиты отравили воду, что не работают пекарни, что террористов больше сотни и что чуть ли не война началась. Народ побежал скупать воду, соль, хлеб... 

Откуда они взялись
Население в один голос причисляет всех террористов к ваххабитам. Они — особая тема в Актобе.
Ещё в прошлую свою поезку на родину, шесть лет назад, я заметила там женщин в чёрных никабах, которые отличаются от паранджи тем, что закрывают женщину целиком и полностью. На руках — чёрные перчатки, на глазах — чёрная сетка. 6 лет назад это было в диковинку, а теперь — обычное явление.

Во время прогулок по непривычно пустым улицам мне попадались в основном именно ваххабиты. Их уровень террористической угрозы совершенно не смущал.
Как я поняла, кто ваххабит, а кто нет? Друзья научили отличать их от остальных. Мужчин-ваххабитов можно узнать по бороде и подвёрнутым штанам, а женщин, как уже было сказано, по никабам.

Женщины в чёрных никабах встречаются в Казахстане всё чаще.

— Ну а если это не ваххабит, а просто житель, который любит носить бороду и короткие штанишки? — спрашиваю я.
— Здесь их перестанешь любить носить,— шутит мой друг.— Сразу причислят к ваххабитам. Так, на всякий случай. Потому и не носят их простые жители.
Откуда же появились в Актобе эти люди?
Как известно, природа не терпит пустоты. Если где-то что-то убыло, то туда обязательно что-то прибудет. На место русских, уехавших в Россию, в Актобе приехали казахи из аулов (сёл). Их брошенные аулы, в свою очередь, занимают ваххабиты.
Многие уверены, что там их больше, чем кажется на первый взгляд, и вряд ли те, кто знает хотя бы примерную цифру, произнесут её вслух. Им проще сказать людям, что там живут 10 ваххабитов, хотя на деле их может быть больше.
Многие боятся, что в следующий раз очередного сирийского «имама» послушают не 25 человек, а сразу все 45. И не в одном ауле, а во многих...

Что будет дальше?
Население настроено категорически против ваххабитов. Но и власти можно понять. Как им отделить зёрна от плевел? Все ли ваххабиты — террористы, и все ли террористы — ваххабиты? Ведь у тех, кто устроил бойню, на ориентировках борода отсутствовала, да и штаны вряд ли были подвёрнуты...
Пока в Актобе проходила спецоперация, появилась одна статья с предложением запретить салафизм в Казахстане. Но занятна она не самим предложением, а комментариями к нему.
Из них становилось понятно, что большая часть населения вообще ничего не знает о разных течениях ислама, а вот ваххабиты знают и защищают своих.
Когда я уже покидала Актобе,  в автобусе по пути в Орск  познакомилась и разговорилась с местной жительницей, 54-летней мусульманкой тётей Алиёй. Спрашиваю, сколько у них в исламе течений.
— Я одно скажу: у нас есть только правильный ислам и неправильный. Вот эти вот ваххабиты — это неправильные мусульмане. Те же женщины. В чёрном с головы до ног. Что это за наряд? Никогда в жизни казашки так не одевались! Был случай в маршрутке: старая казашка сделала такой вот, которая вся в чёрном, замечание, начала говорить ей, что неправильно такое носить. Та молчит. Достала сотовый, набрала, видимо, SMS. Маршрутке перегородила дорогу машина, вышли из неё парни и забрали старую казашку, а та, в никабе, дальше поехала. И думаете, кто-то хоть слово сказал в защиту?
По дороге домой я долго общалась с тётей Алиёй, она с внуком Назаром ехала в Орск на работу. Одного его оставлять дома теперь боится.
— Вообще, страшно было. Но вот не за себя. За детей было страшно. Я уже думаю из Актобе уезжать,— говорит она.
Конечно, этот мой отпуск был уже совсем не отпуск. Большую часть времени мы сидели дома, изредка выходя на прогулку. А на знакомой с детства улице однажды даже была стрельба.
Оставлять там родных мне было тяжело, но все же надеюсь, что этот трагический случай останется единственным и через следующие пять-шесть лет я проведу отпуск в своём мирном солнечном городе без таких страшных приключений.

Ваххабитыпоследователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Они выступают против каких-либо новшеств в исламе, а любое политическое разделение рассматривается ими как раскольничество, нарушение исламского единства.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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