Ложь, соль и видео: сколько правды в фильме Навального о Чайке? Эпизод 2
Продолжение. Начало читайте здесь: Эпизод 1: Воробьёвский солепромысел
Эпизод 2: Мостовский карьер
В этом разделе также приведём расшифровку закадрового голоса.
«С тем, как работает эта рейдерская система младшего Чайки, лицом к лицу столкнулся директор песчаного карьера Олег Карапетов. Этот песчаный карьер — совсем недалеко от Воробьёвского месторождения соли, тоже под Калугой.
Олег Карапетов здесь проработал всю жизнь. А прошлой весной все подъезды к крупнейшему в Калужской области разведанному песчаному карьеру перегородили поваленными деревьями. Под окнами конторы круглосуточно дежурил автомобиль с работниками прокуратуры.
У карьера отозвали лицензию. Одной из причин прокуратура назвала отсутствие у бульдозера руля.
Несколько лет назад у «Мостовского карьера» появились соседи — месторождение на другом берегу Угры отдали компании «Сибирский элемент — Рента-К». Когда компании стали конкурентами за поставки песка для реконструкции Киевского шоссе, у «Мостовского карьера» начались проверки.
Во время этих проверок прокурором Калужской области является Александр Юрьевич Гулягин — сын действующего заместителя Генерального прокурора России Юрия Гулягина. Работники карьера подозревают, что именно он давал указания своим работникам и действовал при этом в интересах сына своего начальника — Артёма Чайки».
Мерещится
Если в первом эпизоде ФБК не нашёл ни одного человека, который бы вживую озвучил их версию, то в эпизоде с песчаным карьером им стал директор ОАО «Мостовский карьер» Олег Карапетов. Выразительная речь диктора за кадром мастерски сочетается с простоватой речью руководителя фирмы, придавая повествованию убедительность.
Авторы фильма постарались нарисовать ужасающую картину. «Оборотни в прокурорских погонах» действуют, как откровенные бандиты: чтобы устранить нежелательного конкурента, они перекрывают дороги, оказывают на него давление и лишают лицензии под смехотворным предлогом.
А теперь — о том, что было на самом деле.
Только факты
Главный тезис этого эпизода — прокуратура «запрессовала» «Мостовский карьер» с целью устранить конкурента, чтобы компания «Сибирский элемент — Рента-К» стала единственным поставщиком песка для реконструкции Киевского шоссе.
Авторы фильма не приводят тому никаких доказательств, ограничиваясь не терпящими возражений заявлениями. Нет таких доказательств и в материале Forbes, вышедшем в ноябре 2014 года, из которого ФБК и заимствовал информацию для своего расследования.
В статье говорится о проводившемся тогда конкурсе Федерального дорожного агентства (Росавтодор) на реконструкцию и эксплуатацию 70-километрового участка автодороги М 3 «Украина» (Киевское шоссе). Журналисты делового издания указали, что претендентов на победу было двое — компании «Мостотрест» Игоря Ротенберга и «Автобан» Алексея Андреева. ООО «Мостовский карьер» и ООО «Сибирский элемент — Рента-К», которое ведёт разработку соседнего Обуховского месторождения, издание назвало тогда вероятными кандидатами на поставку песка для ремонта калужского участка.
Сценаристу фильма этого оказалось достаточно для того, чтобы сделать вывод о борьбе за гостендер. Информации об итогах конкурса, победителях, действующих поставщиках, каких-либо документов, справок, договоров — всего этого в фильме нет.
Здесь нужно отметить, что ООО «Сибирский элемент — Рента-К», действительно, принадлежит Артёму Чайке. В областной администрации нам рассказали о том, что компания строит завод по производству газобетонных блоков возле деревни Колышово и расположенное неподалёку Обуховское месторождение песка является для него сырьевой базой.
Конкурс Росавтодора на реконструкцию калужского участка Киевского шоссе выиграло тогда ОАО «Дорожно-строительная компания «Автобан». И ООО «Сибирский элемент — Рента-К» не вошло в список основных поставщиков материалов для «Автобана».
На Обуховском месторождении песок добывается гидромеханизированным способом с коэффициентом фильтрации более 3,5 метра в сутки, тогда как на отсыпку основания дорог используется песок с коэффициентом 0,5 метра в сутки, — говорит начальник строительного участка трассы М-З «Украина» Евгений ОКУНЕВ. — Такого песка нам нужно примерно 10% от всего объёма, остальные 90% — это обычный горный песок, добываемый открытым способом. Намывной песок мы используем на подстилающий слой, толщиной 30 см, который кладётся под асфальт. —
По данным дорожников, они закупают у ООО «Сибирский элемент — Рента-К» намывной песок, но это не единственный их ближайший поставщик. При этом «Рента-К» в 2015 году поставила песка меньше других — 276 тыс. кубометров на 69 млн. руб., в то время как две другие компании, работающие в районе села Коллонтай и посёлка Перемышль, продали «Автобану» более 700 тыс. кубометров песка.
- Мы начали разрабатывать карьер в первую очередь для отсыпки собственной производственной площадки и подъездных путей. Сторонним потребителям уходит незначительная часть песка, — объяснил генеральный директор строящегося завода по производству газобетонных блоков Александр РЕНГАЧ. — У нас его и так мало, и мы планируем его добывать в основном для производства собственной продукции, т.к. в нём — высокое содержание кварца, порядка 98%.
Горный отвод на месторождении, который нам выделен, — это всего 53 гектара, запасы на нём составляют чуть больше 2,17 млн. кубометров. По проекту наше производство требует около 400 тыс. тонн песка в год. Плюс ещё один горный отвод площадью 34 га находится у нас в аренде. Таким образом, наши запасы колеблются в районе 4 млн. кубометров песка и их хватит примерно на 10 лет производства.
С учётом этих данных и разъяснений становится очевидным, что ООО «Сибирский элемент — Рента-К» не является и никогда не было конкурентом ОАО «Мостовский карьер».
Болтун — находка для шпиона
Олег Карапетов назван в фильме директором ОАО «Мостовский карьер», а в материале Forbes — собственником карьера. Однако, проверив по ЕГРЮЛ, мы выяснили, что он не руководитель предприятия. В разговоре с нами Карапетов представился заместителем генерального директора ОАО «Мостовский карьер».
То, что Олег Людвигович рассказал, совсем не вписывается в картину, обрисованную в фильме.
- Я сам был удивлён, когда увидел, как мои слова в фильме перекрутили. Они взяли часть из передачи, в которой меня снимали несколько лет назад, и с монтировали с тем интервью, которое я им дал. При этом просто вырезали из текста то, что им было нужно, — говорит о режиссёрах фильма Олег КАРАПЕТОВ. — В этот раз журналистов никто не приглашал, они сами приехали и попросили рассказать. Я рассказал всё, как есть — о наших проблемах и о том, что они все — местного уровня, их виновниками являются местные чиновники. А прокуратура здесь при чём? Она только проверяет и выписывает штрафы. Лицензии она лишить не может — это всем очевидно.
Карапетов опроверг также утверждение авторов фильма о дежурившей круглосуточно возле конторы машине с работниками прокуратуры:
- Это был круглосуточный пост ГИБДД, который выставили возле трассы. Это был пункт весового контроля.
Кстати, авторы расследования сами допустили серьёзный прокол при моделировании искажённой действительности: на 28-й минуте фильма голос за кадром, сообщающий о дежурившей машине с прокурорскими работниками, иллюстрируют кадры с грузовиком, «Газелью» с надписью «Пункт весового контроля» на борту и с обходящим их сотрудником ГИБДД.
168 млн. ущерба
Печальная история ОАО «Мостовский карьер» началась в апреле 2014 года, когда природоохранная прокуратура Калужской области инициировала плановую проверку всех 115 компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых на территории региона. Помимо собственно прокуратуры в ней приняли участие специалисты пяти ведомств: Калуганедр, Минприроды, Ростехнадзора, Росприроднадзора и Россельхознадзора.
По результатам проверки было выявлено 262 нарушения, внесено 52 представления, 100 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Больше всего нарушений нашли на «Мостовском карьере» — компания нарушила 9 статей КоАП РФ. Основных претензий — две: разработка строительных песков за границами отведённого компании земельного отвода, а также на землях сельскохозяйственного назначения. В постановлении о направлении материалов проверки в органы следствия, вынесенном в 2014 году, Калужская природоохранная прокуратура указывает, что «Мостовский карьер» полностью уничтожил плодородный слой почвы на нескольких десятках гектаров пахотных земель. В денежном выражении сумма причинённого материального ущерба составила более 168 млн. рублей.
Два уголовных дела и отзыв лицензии
После природоохранных проверок УМВД по г. Калуге в свою очередь возбудило уголовное дело по ст. 330 УК РФ по факту самоуправных действий, причинивших существенный вред окружающей среде и землям сельскохозяйственного назначения.
Через несколько месяцев СУ СК России по Калужской области было возбуждено ещё одно уголовное дело — по статье 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». Оба дела были объединены в одно производство.
В декабре 2014 года министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области приостановило действие лицензии ОАО «Мостовский карьер», а в конце января 2015-го досрочно отозвало её в связи с тем, что предприятие не устранило выявленных нарушений.
Получив два уголовных дела и отзыв лицензии, руководство ОАО «Мос¬товский карьер» направило жалобы губернатору Калужской области и в Следственный комитет, обращалось в суд. Адвокаты «Мостовского карьера» пытались оспорить в судах и приказы калужского минприроды, и постановления о возбуждении уголовных дел. Последним на момент публикации было постановление Арбитражного суда Центрального округа, в очередной раз отклонившее жалобу компании на неправомерное лишение её лицензии.
Что же касается версии режиссёров фильма о том, что главной причиной отзыва лицензии стало якобы «отсутствие у бульдозера руля», то она не нашла подтверждений ни в одном из официальных документов, изученных нами.
Желаемое за действительное
В фильме ФБК утверждается, что во время природоохранных проверок прокурором Калужской области был Александр Гулягин — сын действующего заместителя генерального прокурора Юрия Гулягина — и что это он «давал указания своим работникам и действовал при этом в интересах сына своего начальника — Артёма Чайки».
Александр Гулягин, действительно, является прокурором Калужской области и сыном заместителя Юрия Чайки. Все остальные заявления слабо соотносятся с реальностью. После проверок природоохранной прокуратуры минприроды Калужской области приостановило действие лицензии помимо ОАО «Мостовский карьер» ещё 5 недропользователей: ООО «ГРК Поляна» и ООО «РВД 3» (ведут добычу в Дзержинском районе), ООО «Квазар» (Малоярославецкий район), ООО СП «Агротехпром» (Ферзиковский район) и ООО «ПГС Ресурс» (Износковский район).
В отношении принадлежащего Артёму Чайке ООО «Сибирский элемент — Рента-К» калужские природоохранная прокуратура и минприроды совместно с другими ведомствами тогда тоже проводили проверки. Всего их было 9. В ходе двух из них были выявлены нарушения, а на компанию наложены штрафы — в общей сложности 400 тыс. рублей.
Неприятные сюрпризы
В своё время о том, чтобы обзавестись своим месторождением песка, задумалась калужская горуправа — ведь песок, которым дворники посыпают тротуары, тоже нужно откуда-то брать.
- В октябре 2015 года МАУ «Калугаблагоустройство» получило лицензию на добычу песка на пяти гектарах Мостовского месторождения, — рассказывает заместитель городского головы Калуги Андрей НИКИШИН. — Этот участок оказался как раз по соседству с тем, что раньше был выделен по лицензии ОАО «Мостовский карьер». Когда же наши сотрудники выехали на место, оказалось, что участок уже выработан.
В похожей ситуации оказалось и калужское ОАО «Калугаплем», участок которого также соседствует с территорией «Мостовского карьера». Племенное хозяйство входит в группу компаний «Ташир», которая в последнее время активно занимается реализацией агропроектов.
Когда сотрудники компании выехали на место, их глазам открылась феерическая картина: на их участке, обозначенном во всех документах как земля сельхозназначения, среди двухметровых куч камней и глины стояла вышка для отсева песка.
- В настоящее время мы не можем использовать по назначению наш участок, который является землёй сельхозназначения, — говорит генеральный директор ОАО «Калугаплем» Арам АРУТЮНЯН. — Мы высказали претензии руководителю ОАО «Мостовский карьер». Своё оборудование с нашего участка компания забрала, но горы отвальной породы остались. Если участок не будет приведён в нормальное состояние, будем инициировать процедуру возмещения через суд.
Большой завод и маленькая деревня
В процессе выяснения ситуации с «Мостовским карьером» мы поинтересовались состоянием дел на предприятии Артёма Чайки.
Выяснилось, что в проект строительства завода по производству газобетонных блоков, который реализует компания «Сибирский элемент — Рента-К», уже инвестировано 2 миллиарда рублей.
- Открытие предприятия запланировано на лето этого года, на нём будет создано около 250 рабочих мест. Фактически в чистом поле мы создали современное производство, построили станцию химводоподготовки, подвели газ и электричество, приобрели 3 дорогостоящих земснаряда, проложили дорогу от Киевского шоссе. Когда завод запустится, весь добываемый песок будет использоваться для производства газобетона и сухих смесей, а чтобы минимизировать себестоимость блока, мы специально разместили производство рядом с месторождением, — рассказал Александр Ренгач.
В своё время местные жители протестовали против строительства этого предприятия. Однако после того, как им продемонстрировали всю документацию и даже предложили свозить на аналогичный завод в Краснодаре, экологические опасения отпали сами собой.
- Меня поразило, что директор завода даже приобрёл поливальную машину, чтобы не поднимать пыль при добыче песка в карьере, — говорит военный пенсионер, член совета общины деревни Владимир АНТУФЬЕВ. |
- За счёт завода в нашу деревню была построена асфальтированная дорога — до этого добирались в город по разбитой грунтовке, — продолжает его товарищ Александр ПОПОВ. — Раньше мусор из деревни вообще не вывозился: кто-то вывозил на своих машинах сам, а кто-то просто сбрасывал за деревней. Сейчас этот вопрос завод полностью взял на себя. |
В сухом остатке
Подводя итоги, стоит ещё раз остановиться на обвинениях, озвученных в фильме Навального, которые были опровергнуты в ходе нашего расследования.
Тендер на освоение Воробьёвского месторождения проводился федеральными структурами. Утверждение авторов фильма о том, что Калужская прокуратура оказывала влияние на результаты конкурса, является ничем не подтверждённым домыслом авторов фильма.
Обоснованность решения Департамента по ЦФО Роснедр о недопуске к конкурсу ООО «Руссоль» подтверждена московским Управлением ФАС и решением Арбитражного суда г. Москвы. Данные факты намеренно проигнорированы авторами фильма.
Компания «Сибирский элемент — Рента-К» не является основным поставщиком песка для реконструкции Киевского шоссе. «Сибирский элемент — Рента-К» и «Мостовский карьер» не являются конкурентами по причине принципиально разного качества и назначения песка. Версия авторов фильма о наличии конкуренции и «устранении» конкурента административными методами является вымыслом.
Причинами отзыва лицензии у ОАО «Мостовский карьер» и нескольких уголовных дел стали разработка песка за границами выделенного ему участка и огромный урон, нанесённый «чёрной» добычей окружающей среде. Данные факты проигнорированы авторами фильма.
Слова представителя компании «Мостовский карьер» Олега Карапетова были смонтированы и искажены авторами фильма.
В целом интерпретации обоих «калужских» эпизодов, изложенные в фильме, не имеют никаких документальных подтверждений и иных серьёзных доказательств.
После того как завершилась работа над этим материалом, у нас остался только один вопрос: если концентрация лжи всего в 4 минутах фильма такова, что для её развенчания потребовался такой огромный материал, то сколько же её во всём фильме?
Нам остаётся лишь удивляться умению команды Алексея Навального монетизировать своё творчество — в частности, данное псевдорасследование в считанные дни принесло фонду Навального 3,5 млн. рублей пожертвований, о чём он не преминул с гордостью сообщить в своём блоге.