Ложь, соль и видео: сколько правды в фильме Навального о Чайке? Эпизод 1
Созданный Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального фильм «Чайка» выложили в Сеть 1 декабря 2015 года, и за два с половиной месяца он набрал более четырёх с половиной миллионов просмотров. Перед зрителем открывается печальная картина: вся российская прокуратура нацелена только на то, чтобы любыми, в том числе — самыми жестокими и незаконными методами способствовать бизнесу сыновей Генерального прокурора Чайки — Артёма и Игоря.
География съёмок впечатляет. Это и Греция, и Швейцария, и Иркутская область. По версии авторов фильма, бизнес-интересы у Артёма Чайки есть и в Калужской области.
Мы решили проверить достоверность эпизодов, связанных с нашим регионом. Хотя они заняли в фильме всего 4 минуты, сделать это оказалось непросто. Однако то, что удалось выяснить, превзошло все наши ожидания.
Эпизод 1 : Воробьёвский солепромысел
Калуга появляется на 27-й минуте фильма. Голос за кадром сообщает:
«Следующая цель Артёма Чайки — Воробьёвское месторождение соли под Калугой. В 2013-м заявки на конкурс на разработку подают четыре участника. Два из них, в том числе и главный претендент, основной игрок на российском рынке соли компания «Руссоль» лишается заявки с обоснованием: «Не обладает техническими средствами для проведения работ на участке».
До участия допускают «Малоярославецкий солепромысел», «Тыретский солерудник». Первый принадлежит структурам Чайки через фирму «Галит», второй — через аффилированных лиц.
Как возможен такой конкурс? Возможен! Под прикрытием прокурора области Дмитрия Демешина! Он близко знаком с Артёмом Чайкой. Настолько, что называет его братом.
Через месяц после конкурса Демешин получает звание генерал-майора и переезжает в Москву, где возглавляет Управление по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратуры».
Итак, основная режиссёрская мысль: главное предприятие отрасли (оно так и называется — «Руссоль») отстраняют от конкурса под надуманным предлогом. Это делает прокурор Калужской области. В качестве доказательства приводятся слова о том, что вскоре после конкурса калужский прокурор получает повышение и переводится в Москву.
Как показали факты, установленные в ходе нашего расследования, эта версия имеет право на существование только в сознании авторов фильма.
Как было
Аукцион на право разработки Воробьёвского месторождения соли был проведён в Москве 16 декабря 2013 года Департаментом по ЦФО Федерального агентства по недропользованию. ООО «Руссоль» на самом деле не было допущено к конкурсу из-за несоответствия заявочных материалов требованиям порядка проведения аукциона. Такое объяснение содержалось в уведомлении департамента, направленном «Руссоли».
Руководство «Руссоли» обжаловало решение Департамента по ЦФО Роснедр (Центрнедра) об отстранении её от аукциона. Однако Московское управление Федеральной антимонопольной службы и Арбитражный суд г. Москвы соответствующие жалобу и иск отклонили.
В фильме безапелляционно заявляется, что ООО «Руссоль» было «лишено заявки с обоснованием: «Не обладает техническими средствами для проведения работ на участке». На самом деле Центрнедра не детализировали свои претензии и в уведомлении ведомства такой фразы нет. Об отсутствии у конкурсантов технических возможностей в 2013 году написали СМИ со ссылкой на источник в «Руссоли», которому сотрудники Роснедр якобы в устных беседах сообщили об этом.
Нет такой информации и в деле № 40-175386/2013, которое рассматривал Арбитражный суд г. Москвы в феврале 2014 года. ООО «Руссоль» обратилось тогда в суд с иском к Центрнедрам, и ОАО «Тыретский солерудник» было привлечено к делу в качестве третьего лица. Суд отказал в иске «Руссоли», установив, что конкурсная заявка компании не соответствовала требованиям пункта № 17 административного Регламента Роснедр по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Этот Регламент был установлен приказом Минприроды в 2009 году, а его 17-й пункт описывает порядок, в соответствии с которым должна быть заполнена и представлена заявка и дополнительные сведения к ней.
Таким образом, очевидно, что авторы фильма сознательно сделали ложные выводы, основываясь на непроверенной информации из СМИ, а не на документах и судебных решениях.ъ
Удар по монополии
Ситуацию на рынке пищевой соли нам согласился прокомментировать ведущий эксперт УК Финам Дмитрий БАРАНОВ.
Рынок пищевой соли в России не такой высокомаржинальный, каким кажется на первый взгляд. Соль — это не углеводороды, её конечная стоимость копеечная, она является самой дешёвой после воды пищевой добавкой.
На рентабельность этого бизнеса влияет малейшее превышение себестоимости производства. Финансово успешная добыча соли требует чётко настроенного современного оборудования, больших инвестиций, грамотной логистики и дешёвой электроэнергии.
- Несмотря на ограниченное количество игроков этого рынка и приостановку Роспотребнадзором ввоза соли от украинской компании «Артёмсоль», в прошлом году оптовая цена на пищевую соль снизилась на 13% и составила около 3,5 тыс. рублей за тонну, — сообщил Баранов.
По словам эксперта, при такой конъюнктуре крупные производители любыми способами пытаются препятствовать выходу на рынок новых игроков. В основном это участие в тендерах на освоение новых месторождений вместе с «техническими» компаниями-спойлерами с целью получить лицензию, но не вести добычу.
На сегодняшний день ООО «Руссоль», на 100% подконтрольное кипрскому офшору Russalt Limited, владеет тремя крупнейшими месторождениями соли в России — Илецким, Баскунчакским и Усольским, расположенными в восточной части страны. Контроль над Воробьёвским месторождением позволил бы компании захватить и европейскую часть российского рынка соли, фактически став на нём монополистом. Не исключено, что в том числе и по этой причине Московское управление ФАС отклонило жалобу «Руссоли».
Среди участников рынка соли бытует мнение о близости второго не допущенного к конкурсу участника, о котором в фильме не говорится ни слова и чьё название лишь фигурирует в кадре на схеме, — ООО «Энергоинвест» — к ООО «Руссоль». Документов, подтверждающих то, что «Энергоинвест» и «Руссоль» вышли на конкурс в сговоре без цели развивать калужское месторождение, а намереваясь только взять его под контроль, мы не нашли, однако, по информации из открытых источников, у реальных собственников и менеджеров обеих компаний есть совместные предприятия — например, они являются бенефициарами банка «Форштадт».
Сибиряки в Калужской области
В своём расследовании ФБК называет третьего участника аукциона — ООО «Малоярославецкий солепромысел» — «подставной конторой». По версии создателей фильма, она аффилирована с победителем конкурса — ОАО «Тыретский солерудник» — и представляет собой такой же «технический» спойлер.
Мы не нашли документальных подтверждений того, что «Тыретский солерудник» использовал в конкурсе приём конкурирующей «Руссоли». В свою очередь генеральный директор ОАО «Тыретский солерудник» Михаил КАРАМУШКА, комментируя эти обвинения, исключил аффилированность с «Малоярославецким солепромыслом». На наш вопрос, собирается ли компания вести добычу на месторождении, Карамушка ответил, что инвестиции в калужское предприятие составят порядка двух с половиной миллиардов рублей, а импортное оборудование стоимостью 20 млн. долларов позволит автоматизировать производство, на котором будут работать около ста человек. Запуск завода планируется на вторую половину 2018 года.
Карьерист наоборот
Работая в жанре расследования, авторы фильма сочли вполне уместным использовать подтасовку фактов и передёргивания. Результат конкурса в фильме связывается с деятельностью тогдашнего прокурора Калужской области Дмитрия Демешина. Но, как мы уже указывали в самом начале, аукцион проводился в Москве Федеральным агентством по недропользованию. Очень сложно представить, что провинциальный прокурор в принципе может влиять на аукционы федерального ведомства.
У авторов, тем не менее, есть якобы железное доказательство: через месяц Демешин перевёлся в Москву на повышение — возглавлять Управление Генеральной прокуратуры по борьбе с коррупцией.
В реальности, как нам рассказали бывшие сослуживцы Демешина, с должности руководителя прокуратуры субъекта Федерации он был переведён на должность заместителя начальника управления.
Но самое главное — решение о переводе было принято задолго до конкурса.
— Кадровые решения о переводе сотрудников МВД, Генеральной прокуратуры и других подобных структур из провинции в главк, как правило, начинают готовиться не менее чем за полгода-год до назначения, — утверждает генерал-майор ФСБ в отставке, бывший руководитель управления информации МВД и зампредседателя ФСКН Александр МИХАЙЛОВ.
Поэтому версия авторов фильма о переводе Демешина в Москву в качестве награды за якобы обеспечение «правильного» решения по аукциону, по сути, является вымыслом.
Продолжение читайте здесь: Эпизод 2: Мостовской карьер.