Калужане могут «предсказывать» прибытие автобусов и маршруток
Наш город официально вошёл в систему «Яндекс. Транспорт».
Вместо того, чтобы работать, мы с коллегами сидим и, как загипнотизированные, смотрим на экран смартфона. Вот движется серенький кружочек — маршрутное такси № 2. На ближайшую к нашему офису остановку — она обозначена синим квадратиком — машина прибудет через пару минут. А этот зелёненький кружочек — маршрутный автобус № 29, он направляется по улице Гагарина в сторону Правого берега. Наблюдать за этими кружочками и квадратиками можно, кажется, бесконечно — почти так же, как смотреть на огонь и воду.
История длиной в год
Тестирование в Калуге приложения «Яндекс. Транспорт», которое позволяет отслеживать движение общественного транспорта в режиме онлайн, началось в первых числах декабря 2015-го. А официально наш город вошёл в эту систему спустя два месяца, в конце января. Произошло это во многом благодаря настойчивости калужанина Александра СТОЛЯРОВА. Он, конечно, скромничает — говорит, рано или поздно Калуга появилась бы на «Яндексе. Транспорт» и без его участия.
— Вся эта история началась в ноябре 2014 года, когда я узнал о том, что в нашем регионе заработал транспортный портал,— рассказывает Александр.— Я тогда подумал, что было бы неплохо, если бы люди могли пользоваться аналогичным ресурсом не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных телефонов. Это ведь очень удобно: не стоять на остановке на морозе или жаре, а зайти в приложение и посмотреть, когда к ближайшей к вам остановке подъедет нужный автобус или маршрутное такси, и прийти примерно к этому времени. На тот момент уже было готовое решение — приложение «Яндекс. Транспорт». Чтобы войти в него, достаточно было просто проинтегрировать систему. Я начал писать письма в горуправу и в компанию «Яндекс», чтобы понять, есть ли для интеграции техническая возможность и каковы её условия.
Трудности интеграции
В процессе работы над этим вопросом пришлось столкнуться с двумя основными проблемами: технической и юридической. Выяснилось, что в Калуге большое количество перевозчиков, которые используют примерно 17 видов навигационной системы, что осложняет работу с ней. Кроме того, если в других городах данные о транспорте поступают напрямую на предприятие, которое обрабатывает данные навигационных систем и представляет их специализированным порталам и приложению «Яндекс. Транспорт», то в Калуге перевозчики сначала собирают эти сведения на своём сервере и только потом передают их в ГБУ КО «Калугаинформтех».
— Юридическая сложность заключалась в том, что ещё недавно перевозчики не обязаны были представлять сведения о движении транспорта. По сути, те, кто их передавал, делали это на общественных началах,— говорит Александр.— Только недавно в Федеральный закон № 220, который регулирует пассажирские перевозки, были внесены изменения, обязывающие организации, работающие на этом рынке, представлять данные о транспорте.
Троллейбусы-невидимки и электронные табло
— Калужские троллейбусы в приложении «Яндекс. Транспорт» пока не отображаются,— продолжает мой собеседник.— Я общался по этому поводу со специалистами горуправы. Там меня заверили, что работа по интеграции УКТ в систему выполнена на 90%. Так что, возможно, троллейбусы появятся на «Яндексе. Транспорт» уже в этом году.
Кстати, вы помните пресловутые электронные табло? Оборудование установили на калужских остановках лет 8 назад, но оно так и не заработало. Года через 4 табло демонтировали, и с тех пор о них никто ничего не слышал. Недавно нашли 4 цифровых табло. Их протестировали и выяснили, что они находятся в рабочем состоянии и готовы к эксплуатации.
— Электронные табло можно снова запустить, это было бы удобно для многих горожан. Ведь не все «живут» в онлайне и могут узнать время прибытия транспорта с помощью мобильного приложения на телефоне,— говорит Александр.— Данные будут высвечиваться на табло. Но решение об этом должна принять горуправа. Насколько мне известно, в феврале состоится специальная встреча по данному вопросу.
Александр Столяров уверен: новая услуга будет востребованной у калужан, и они совсем скоро оценят её удобство. Кстати, она может стать палочкой-выручалочкой не только для пассажиров, но и для перевозчиков, а также для городских властей, которые с помощью этой системы получат возможность контролировать работу общественного транспорта и совершенствовать её.
Приложение «Яндекс. Транспорт» было запущено в 2014 году. Данная система позволяет в режиме онлайн отслеживать движение общественного транспорта, а также просчитать время его прибытия на остановку и построить маршрут. Калуга стала 27-м городом, для которого доступно движение транспорта в онлайн-режиме.