Проклятие Демидова
По преданию, при строительстве Выровского молотового завода, что находился в 7 верстах от Калуги, горнозаводчик Никита Никитович Демидов заживо замуровал в плотине крестьянина Ромодановской волости, чем обрёк весь свой род.
Статский советник Никита Демидов, родом из тульских промышленников, купил Ромодановскую волость с 27 деревнями у графа Головина в 1739 году. Когда-то эта местность принадлежала князю-кесарю Ромодановскому, правой руке царя Петра I.
Оброчных крестьян, свободно занимавшихся торговлей и извозом в Калуге, Демидов отправил на строительство металлургического завода, который должен был перерабатывать железо из чугуна, привозимого с соседнего Дугнинского завода.
Горнозаводчик отличался крутым нравом. По словам самих крестьян, «лето и зиму без упокою мучил». Провинившиеся рабочие Ромодановской волости, строившие завод у деревни Верхняя Вырка, подвергались самым ужасным наказаниям. Их пороли кнутом, а раны посыпали солью. Других поднимали на дыбу, а к ногам привязывали тяжёлые брёвна. Кого-то избивали прямо на раскалённых плитах или сажали в глубокий каменный подвал, заковав руки и ноги 8-пудовыми цепями.
Ромодановские крестьяне писали челобитные и жаловались на нового жестокосердного хозяина. За годы самоуправства Никиты Демидова 232 человека лишились жизни: кто-то был замучен пытками, кто-то покончил самоубийством, а больше всего рабочих умерло голодной смертью.
Страшная кончина ожидала крестьянина деревни Игумново (ныне Некрасово) Петра Симонова, оскорбившего Никиту Демидова. Он был заживо замурован в плотине Вырковского пруда.
Именно в этой деревне на правом берегу Оки в 1741 году и произошло первое восстание крестьян. Сначала мятежники зверски убили приказчика Корнеева, затем отправили царице челобитную с просьбой перевести Ромодановскую волость в разряд дворцовых, то есть вернуть государству. Для подавления бунта в Калугу послали военных драгун, которые ночью явились в Игумново и вступили в бой с восставшими. Заговорщиков жестоко наказали: двести крестьян били кнутом и посадили в острог, троих сослали в Сибирь, а двоих повесили.
Спустя 11 лет, в 1752 году, крестьянское восстание повторилось и длилось больше двух месяцев, пока его не подавили по указанию императрицы Елизаветы целым полком. Слава Демидовых была так страшна в России, что крестьяне покупаемых ими вотчин ни за что не хотели становиться их крепостными.
Через 6 лет Никита Никитович Демидов умирает, не дожив до 60 лет. Вскоре промышленная империя оказалась на грани разорения, все уральские заводы Демидовых были сожжены пугачёвцами.
У него осталось 5 сыновей: Василий, Евдоким, Иван, Никита и Алексей. Два последних умерли, не оставив потомства. Часть демидовских заводов, которые он завещал сыновьям, перешла в чужие руки, а род в третьем колене прекратился.
Его родной брат Григорий Никитович Демидов, владевший Алексинским железным заводом в Тульской губернии, погиб от руки своего единственного сына Ивана, который был казнён за убийство отца. И его род по мужской линии также пресёкся.
И поныне в водоёме на Вырке площадью 13,5 га и глубиной почти 8 метров покоятся затопленные сваи старого демидовского моста и останки убиенного крестьянина деревни Игумново. По преданию, перед страшной смертью Пётр Симонов проклял весь род кровожадного горнозаводчика.
В 1726 году Никита, Григорий и Акинфий Никитовичи Демидовы вместе со своими детьми возведены в потомственное дворянство. Никита Никитович Демидов одним из первых начал осваивать горнорудное дело в будущей Калужской губернии. В середине XVIII века Выровский, Брынский и Дугнинский металлургические заводы Никиты Демидова поставляли ежегодно на российский рынок 19 тысяч пудов железа. Значительное количество отправлялось в Санкт-Петербург для «заморского отпуска». Многие представители калужской ветви Демидовых упокоены в некрополе Свято-Лаврентьева монастыря в Калуге. В нашем городе до сих пор сохранился дом Демидовых в бывшем Торубаровском (ныне 2-й Красноармейский) переулке.