В ожидании Ивана Васильевича
Калужский драматический театр представит свою версию постановки знаменитой пьесы Михаила Булгакова. Режиссёр спектакля обещает: как у Гайдая, не будет.
Из зеркального фойе драматического театра до нас доносятся звуки зажигательной «Калинки-малинки». Идёт репетиция одной из сцен спектакля «Иван Васильевич: назад, в будущее», премьера которого состоится в пятницу, 23 октября. Первыми в глаза бросаются девушки в белых блузках с удлинёнными рукавами, напоминающих смирительные рубашки. На память сразу приходит знаменитая фраза из кинофильма Гайдая: «И тебя вылечат, и меня вылечат».
Не как у Гайдая
— Все самые коронные реплики типа: «Вот что крест животворящий делает», «Дождался, алкоголик», «Танцуют все» — в спектакле останутся, поскольку они есть в пьесе Булгакова. Но сравнения с комедией Гайдая я не боюсь, потому что мы идём разными дорогами,— говорит режиссёр-постановщик, народный артист РФ Валерий КИРИЛЛОВ.— Нашей команде очень хотелось открыть публике первоначальные темы пьесы. Она была написана в 1935 году. В это время в Москве живёт некий безумный человек по имени Николай Тимофеев,— не Шурик! — которого окружают абсолютные швондеры из «Собачьего сердца» и общественницы ульяны андреевны. Тимофеев мечтает изобрести машину времени, чтобы прорваться либо в какое-нибудь светлое будущее, либо — в светлое прошлое, но попадает в столь же неспокойное время правления Ивана Грозного. У нас появится то, чего нет у Гайдая — того, что связано с 1935 годом. Например, мы делаем достаточно развёрнутую историю о том, что жена Тимофеева, Зиночка, это звезда немого кино, эра которого к 30 годам прош-лого столетия ещё не закончилась. А Якин — это такой местный Эйзенштейн, который снимает нереальные мелодрамы в кадрах. С немого кино и будет начинаться спектакль. Мы напомним обо всех главных новостях, которые произошли в Калуге в 1935 году. Или помните сцену в фильме, когда Иоанн Грозный садится на магнитофон и звучит песня Высоцкого? Для 1974 года, когда снималась комедия, это был самый опальный исполнитель. В 1935-м самым крамольным был Вертинский. Поэтому в нашем спектакле будет звучать он. Его произведения также помогут ощутить аромат того времени.
Два метра красоты
Не такими, как у Гайдая, увидят зрители и главных героев. Изобретателю машины времени режиссёр вернул его «родное» имя — Николай Тимофеев, или Кока. Его играет молодой актёр Кирилл Бессонов.
— Мы с Валерием Юрьевичем много думали, что он за человек, почему занимается машиной времени,— рассказывает Кирилл.— Тимофеев ведь изобретает её не только из любви к науке, а ещё и потому, что хочет забрать всех из страшного времени, в котором живёт. От этой задачи главного персонажа родилось много-много деталей. В итоге получился человек, совершенно непохожий на гайдаевского Шурика.
Роль Ивана Грозного и управдома Бунши играет Игорь Кумицкий. Хотя были мнения, что в этом образе лучше бы смотрелся другой Игорь — Корнилов: мол, два метра красоты — настоящий царь!
— Но на самом деле Иван Грозный был нервным, маленьким, далеко не атлетического телосложения,— говорит Валерий Кириллов.— И Гайдай, кстати, изначально планировал снимать в этой роли Никулина, но тот отказался от съёмок. Потом на Ивана Грозного пробовались самые характерные актёры того времени: Вицин, Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев. В итоге снимать пришлось высокого и красивого Яковлева. Думаю, калужанам будет интересно увидеть в роли Ивана Грозного Кумицкого. Уверен, что его талант в этом спектакле может проявиться крайне любопытно. Игоря Корнилова зрители в «Иване Васильевиче» также увидят, он играет жулика Жоржа Милославского. Ещё одна наша фишка и непопадание в Гайдая — царица. В фильме она лирическая красавица, а у нас — это женщина-воин, такая Ульяна Андреевна XVII века. Роль царицы играют в дубле Ирина Шуркина и Ирина Бургонова, а Ульяну Андреевну — Лариса Фанас-кова и Людмила Порфирова. Порфирова вообще как будто в том времени родилась.
Гуляй, Масленица!
— Чтобы не заскучнить действие, мы всей командой придумали несколько фишек,— продолжает Кириллов.— Например, наш герой Бунша, оказываясь в прош-лом, попадает не в лето,
а в зиму, на ледовый праздник по случаю Масленицы. Поэтому будут у нас катания на санях, коньках, оживающие снеговики, шубы, меха. Постараемся удивить зрителей в сцене царского застолья. Будут абсолютно все заморские блюда. Ничего русского, кроме питья. Мы сделали большую звонницу — 8 огромных колоколов. Очень классные получились — с расстояния трёх метров от настоящих не отличить. Все декорации к спектаклю выполнены в стиле техно. Для этого закупили нереальное количество пластика. Всё будет блестеть и сиять: пластиковые кулисы, пластиковый пол, семиметровые пластиковые часы. Ещё у нас будет пушка, которая стреляет ядрами из одной кулисы в другую.
Вместе с режиссёром идём на экскурсию в живописно-декорационный цех — полюбоваться колоколами. И правда, как настоящие. Потом спускаемся в пошивочный цех — посмотреть на шубы Ивана Грозного и Шпака. Всего к спектаклю пошили около 100 костюмов. Причём многие элементы одежды сделаны вручную. На изготовление царского наряда у мастеров ушла почти неделя.
Здесь и сейчас
— Основной сложностью было не попасть под обаяние Гайдая. Удалось это или нет, я пойму на втором спектак-ле,— говорит напоследок Валерий Кириллов.— Но мы сделали всё, чтобы украсить современным юмором пьесу Булгакова, и с огромным уважением отнеслись к юмору фильма, на котором выросло и, даст Бог, вырастет ещё не одно поколение. Главная же мысль нашего спектакля заключается в следующем: когда мы начинаем поругивать время, в которое неудачно родились, обстоятельства, в которых неудачно живём, это всё неправда. Надо пытаться быть счаст-ливым в любое время:
и в XVII веке, и в 1935 году,
и в 1974-м, и сейчас, в 2015-м.
Потому что не от времени зависят счастье и любовь двоих людей.