Монах покоряет большую сцену
Выступление священнослужителя в проекте «Голос» вызвало неоднозначную реакцию.
Четвёртый сезон популярной передачи Первого канала начался со смены состава жюри. Казалось бы, на этом все сюрпризы должны были закончиться. Но, когда во время слепых прослушиваний на сцену вышел иеромонах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Фотий и к нему обернулся Григорий Лепс, зрители поняли: самое интересное — впереди.
Батюшка в проекте! Почему? Для чего? Ради славы, денег? Но ведь всё мирское ему должно быть чуждо.
Не хлебом единым
Иеромонах Фотий (Мочалов) закончил музыкальное училище, поёт на многих иностранных языках. В монастыре служит уже 10 лет, в настоящее время исполняет роль регента: руководит хором, верстает детский журнал «Кораблик», монтирует фильмы. А ещё обладает уникальным тембром. Послушать его собираются прихожане со всей округи.
После первого сезона «Голоса» друзья советовали отцу Фотию попробовать в проекте свои силы. Но тогда это казалось нереальным. Решение у Фотия созрело лишь к третьему сезону. И он даже подал заявку на участие кастинге. Но не успел получить разрешение у отца-настоятеля. А в этом году всё сложилось.
— На кастинге все меня рассматривали издалека, как инопланетянина. Многим не очень понятно было, для чего среди участников присутствует батюшка. Но некоторые отваживались и спрашивали меня лично, пою ли я тоже. Члены отборочной комиссии — многочисленные музредакторы, продюсеры — отнеслись ко мне с предельным уважением. Похоже, я им понравился. То, что я спел на кастинге, попросили исполнить и на слепом прослушивании.
— Не предлагали вам выйти на сцену в светской одежде?
— Ни в коем случае. Продюсеры во главе с Юрием Аксютой сказали, что я должен чувствовать себя, как в своей реальной жизни, и одеяние моё должно быть таким, в каком я себя комфортно ощущаю. Даже спросили: «Могли бы вы выйти на сцену именно так, как пришли к нам сегодня?» А я был в повседневной форме — жилетке и подряснике, — в которой можно появляться и в обществе, и в храме.
— Как вы узнали о существовании проекта «Голос»? В монастыре есть телевизор? Вы пользуетесь современными гаджетами?
— Конечно! Современный монах — и без гаджетов? У меня, например, есть электронная книга. Очень удобная вещь, когда ты куда-нибудь едешь: у тебя с собой сразу несколько многотомных произведений. А читать я люблю в свободную минутку, дорожу своим временем. В монастыре телевизоров нет, конечно. Всё, что мы хотели бы посмотреть, можно найти в записи в Интернете. А доступ к Интернету у нас — в монастырском издательстве. Современный монах, тем более — священник, должен быть в курсе всех событий, если он связан с общественностью: многие прихожане просят дать оценку тем или иным событиям.
Испытание славой
После выхода программы жизнь отца Фотия практически не изменилось. Он служит в монастыре и, как того требует конкурс, выезжает на репетиции в Москву.
— Бывает, что мне звонят из привратницкой или из лавки: «Отец Фотий, тут к вам паломники приехали, хотят узнать, поёте ли вы сегодня вечером на службе?» Многие прихожане, в том числе и бабушки, поддерживают меня, молятся за мою победу на «Голосе».
Но к участию в конкурсе отца Фотия положительно отнеслись не все. На своей страничке «ВКонтакте» священнослужитель написал: «Поражаешься, как некоторые благочестивые христиане кардинальным образом меняют отношение к тебе после эфира и вдруг удаляются из списка друзей».
— Существует такой стереотип, что монахи — это отшельники, строгие аскеты, которые денно и нощно молятся. И ничего другого не желают, кроме непрерывного Богообщения,— делится с нами Фотий. — Может ли такого человека развлечь что-то приземлённое? Влияет ли на него суета мира сего, погрязшего в грехах? Не приобрёл ли он годами послушания и молитвы крепкого иммунитета против козней и страстей, которые бушуют в мирском сообществе? Вот об этом они не задумываются. Но я бы посоветовал не терять душевного мира всем, кто пытается обличить меня в своих комментариях. Я вышел на сцену не для того, чтобы отстаивать правильность или целесообразность своего поступка и побеждать в спорах. Для меня это творческий и миссионерский шаг одновременно. Судя по положительным отзывам и аргументам, именно с миссионерской точки зрения моё появление на публике, в шоу, носит проповеднический эффект, хотя о Боге открыто я там не заявляю, не веду пропаганду.
— Готовы ли вы к тому, что в монастырь начнут стекаться поклонники с просьбой дать автограф или сфотографироваться с вами?
— Я не думаю, что есть что-то плохое в том, что люди хотят с тобой сфотографироваться. Известность — ещё не слава. Настоящую славу надо заработать кропотливыми трудами и победами. На данный момент я не заслужил никаких лавров. Да и не ставил себе цели заполучить славу. Есть очень много священников, известных публично. Лично я сам просил, например, отца Артемия Владимирова сфотографироваться со мной. Но какова фигура он, а какова я?
На вопросы о том, что он будет делать, если победит в «Голосе», отец Фотий отвечает уклончиво. Сейчас он готовится к следующему этапу проекта. Тем же, кто относится к съёмкам Фотия, как к авантюре, в пример приводят итальянский аналог этой программы. В 2014 году в ней победила сицилийская монахиня Кристина Скуччия.