Дюжина ребятишек
Калужская многодетная семья Власкиных давно стала притчей во языцех. А после выхода ток-шоу на Первом канале только ленивый не поливал её грязью.
- Много гадостей о нас пишут в Интернете,- рассказывает мама, Вера ВЛАСКИНА.- Во дворе детей обзывают бомжами. Как-то в автобусе незнакомая бабуля прокричала мне вслед: «Гляньте, местная знаменитость!».
В семье воспитываются 6 мальчиков и 5 девочек. Младшие ребята в свободное от учёбы время просят милостыню в торговых центрах и в точках фастфуда. С чиновниками и правозащитниками мы пытались разобраться в этой проблеме. Настал черёд побывать в гостях у большой семьи.
В ожидании чуда
Год назад Власкины приобрели на Правом берегу трёхкомнатную квартиру улучшенной планировки - ни много ни мало 90 квадратов.
- Государство выделило нам 3 миллиона рублей: за 2,5 взяли квартиру, а 500 тысяч потратили на строительство дома в деревне Яглово (калужским многодетным семьям безвозмездно выделяют участки в этой деревне.- Прим. автора),- объясняет глава семьи Сергей.
Мама многочисленного семейства - красивая женщина немного за тридцать. Заметно округлившийся живот выдаёт её положение. Как только я вошла, в зал гурьбой высыпала ребятня.
- Это ещё не все, часть на улице гуляет,- смеётся Вера.- Всего у нас 11 детей, скоро появится 12-й. Говорят, мальчик. Я всегда думала, что будет 5 малышей, - получилось больше.
Вера сама из многодетной семьи, её мама воспитала троих. Сергей был одним из двенадцати. Правда, вырос в детском доме… Первый ребёнок родился у Власкиных, когда Вере было всего 17 лет.
- Решиться было сложно только на третьего: практически без денег, сидели полуголодные на хлебе и воде, рис с сахарным песком ели, - вспоминает Вера.- Сейчас и папа трудится, и старшие работают.
Сергей почти 20 лет продаёт на рынке фрукты и овощи. Частенько рядом с ним у торговой точки можно увидеть кого-то из его чад.
Александр в спальне мальчиков. Мебелью он обставил её сам, на заработанные во время каникул деньги.
Ни пылинки
В квартире Власкиных сделан хороший ремонт, комнаты напичканы всевозможной техникой - начиная соковыжималкой и заканчивая компьютером. У девочек своя спальня с розовыми обоями, у мальчиков - с голубыми. Причём комнату мальчишек обставил старший сын - Александр.
- Я тогда ещё учился в школе, летом подрабатывал в ресторане быстрого питания,- скромно говорит Саша.- Я и сейчас там работаю.
- Да, он нам во всём помогает,- добавляет мама.- Дети вообще ко мне очень трепетно относятся. Сейчас, когда я на сносях, даже не дают сумки с продуктами поднимать, в магазин бегают, с самым младшим, годовалым Тёмочкой гуляют.
Несмотря на большое количество жильцов, в квартире идеальная чистота: полы и зеркала начищены до блеска, газовая плита сверкает белизной. Трудно представить, сколько у мамы уходит времени, чтобы навести порядок, да ещё и приготовить еду.
- Мы не пользуемся мелкой посудой,- говорит Вера, показывая 10-литрвую суповую кастрюлю.- Одни дети щи любят, другие их не едят, приходится для них отдельно что-то другое готовить.
Снежана и Марк в комнате девочек.
«Подайте на пропитание!»
То, что ребята обеспечены всем необходимым, сразу бросается в глаза: они не просто сыты, некоторые довольно упитаны. Хорошо одеты, обуты. Даже у самых младших есть мобильные телефоны. Но при этом они не считают зазорным клянчить у прохожих деньги. А если те им отказывают, осыпают проклятиями.
- Наша семья не пьёт, не курит. Мы постоянно с детьми. Если они где-то гуляют и набедокурят - такое ведь бывает и в других семьях,- отвечает на обвинения Вера.- Посмотрите, у нас все заняты: мусор выносят, убирают за собой.
- Ругать детей - ругаем, но лупить не лупим. Это возрастное. То же самое говорили и про старших сына с дочкой, - вторит супруге Сергей. - А теперь они оба работают.
- Нам не важно, кто что говорит, мы больше своим детям верим. Деньги у них есть всегда - то папа даст, то я,- добавляет Вера.- Я считаю, всем бы такую семью, как у нас!
- А сколько вы ещё детей хотите?
- Всё, на 12-м остановимся,- хором отвечают Вера и Сергей.
- Вы с 10-м и 11-м так же говорили,- смеётся старшая дочь - 19-летняя Катя.
От автора
С одной стороны, Сергей и Вера на меня произвели приятное впечатление. Они заботятся о детях - как умеют! И, действительно, не понимают, что в их семье есть проблемы. С другой - меня покоробило, что в 9 часов вечера - а именно в это время мы беседовали - дети 9–11 лет одни гуляют на улице. У младших ребят проблемы с дикцией, а 6-летний Марк, инвалид, нуждается в индивидуальных занятиях. У Веры и Сергея чёткая позиция - помочь должно государство. Но если, как они сами говорят, рожали детей для себя, то и заниматься в первую очередь должны сами. А не искать себе оправданий.