Дышите глубже, или Что попадает в наши лёгкие

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ.
Опубликовано: 15.09.2015 15:10 0 918
Дышите глубже, или Что попадает в наши лёгкие

Мы говорим «нужен как воздух», подразумевая, что воздух — это самое необходимое условие существования людей. Зажми человеку рот и нос — и все его бытовые и служебные переживания мгновенно отойдут на второй план, а всего через минуту у него уже не будет в жизни ничего важнее, чем глоток воздуха.

Истинные ценности

Качество воздуха, а вовсе не те гламурные фантомы, которые нам пытается навязать рынок потребления, — один из факторов, которые определяют качество нашей жизни.

Какова же ситуация в Калуге? Уже более 15 лет городская управа ежемесячно заказывает проведение анализа атмосферного воздуха, и за это время ситуация экологами изучена достаточно хорошо.

Согласно статистике, объёмы выбросов в атмосферу растут с каждым годом: если в 2011-м в воздух попало 8,37 тыс. тонн посторонних веществ, то в 2014-м — уже 9,25 тыс. тонн.

Впрочем, панику поднимать не стоит: далеко не все эти выбросы — вредные. К примеру, их значительная часть — диоксид углерода. Этим страшным словом экологи называют самый обычный углекислый газ, который является естественным компонентом атмосферного воздуха.

В то же время теория о глобальном потеп¬лении, которое этот газ якобы вызывает, по мнению независимых экспертов, является не более чем мифом (помните аналогичную теорию об озоновых дырах, которые якобы вызывает фреон?). К сожалению, калужские экологи принимают эту политическую спекуляцию за истину в последней инстанции и на полном серьёзе изучают количество выбросов CO2 в атмосферу.

Предприятия - в теме, но не в доле

Почти все калужские предприятия участвуют в системе контроля и управления качеством воздуха, регулярно допуская экологов к контролю своих выбросов в атмосферу.

По данным фирмы «Экоаналитика», в прошлом году по сравнению с позапрошлым выбросы предприятий увеличились на 2%. Данных по этому году пока, естественно, нет.

Тем не менее, по словам заслуженного эколога России профессора Алексея Стрельцова, на промышленные выбросы приходится только 10% всех загрязнений.

Далее остановимся на теме о вреде пыли. Так вот, количество пыли в выбросах предприятий составляет около 7%, т. е. и по этому показателю вклад предприятий в загрязнение воздуха сравнительно незначителен.

Эта страшная пыль

В определённой степени пыль — природное явление. И потому организм человека в целом хорошо приспособлен к её выведению. Другое дело, что, когда пыли слишком много или организм ослаблен, это может стать серьёзной проблемой для здоровья.

Особенно от пыли страдают дети. Во-первых, их иммунитет только формируется. Во-вторых, дышат-то они с более низкой позиции, чем взрослые, а внизу пыли всегда больше.

Эти мелкие частицы твёрдых веществ используют в качестве транспорта болезнетворные грибки: их споры могут сохраняться без воды долгое время и перемещаться с места на место на частицах пыли.

Больше всего пыли скапливается в жилых помещениях. За год в городской квартире её может собраться до 30 килограммов. Особенно вредна пыль от старого хлама: она может содержать вреднейшие химические соединения — пестициды, свинец и др.

Поэтому, если уж нет денег на свежий ремонт, нужно хотя бы пересмотреть и частично повыбрасывать старую мебель, ковры, паласы, рулоны неиспользованных бумажных обоев — всё это провоцирует лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Калуга становится более пыльной

По данным мониторинга, осуществляемого по заказу горуправы, начиная с 2013 года количество пыли в Калуге растёт. Если раньше самыми пыльными считались микрорайоны «Силикатный» и «Северный», то теперь к ним добавились Правобережье и центральная часть города.

Объясняется это целым рядом факторов. Во-первых, масштабным жилищным строительством. С одной стороны, это, конечно, хорошо. С другой, любая стройка — мощный источник пыли.

В какой-то мере ситуацию могут нейтрализовать системы мойки колес автомобилей, а также защитные противопылевые сетки и ограждения. Но с этим на строительстве тоже не всегда благополучно.

Сюда же можно отнести несовершенство городской ливневой сети. В период дождей она приносит неоценимую пользу в очищении города от пыли. Однако только тогда, когда асфальтовое покрытие имеет достаточный уклон. К тому же ливневой канализацией оборудованы далеко не все улицы Калуги.

А как часто можно видеть, когда газон оказывается выше тротуара, не защищённого от наносов земли высоким бордюром. В дождь в таких местах земля с газонов беспрепятственно попадает под ноги прохожим, создавая не только неудобство, но и повышенный пылевой фон. То же касается и открытых участков земли, не засаженных травой или другими зелёными насаждениями.

Персональный отравитель

В последнее время в городе драматически выросло количество легковых машин. Причём автомобилем пользуется только владелец, а вдыхать последствия его комфорта приходится всем.

Всего в Калужской области зарегистрировано 127 тыс. легковых автомобилей, из которых 124 тыс.— бензиновые. В структуре калужского автопарка доля легковых машин составляет 93%, они же являются главным источником загрязнения воздуха в городе.

Засасывая чистый воздух, автомобиль выбрасывает такие вредные газы, как оксид углерода (угарный газ), метан, оксид азота, диоксид азота, аммиак, диоксид серы, закись азота.

Особую опасность представляют твёрдые частицы — сажа. Экологи подсчитали, что за год по Калужской области из выхлопных труб автомобилей вылетает 41,5 тонны сажи.

Выхлопными газами вред от автомобиля не ограничивается. Особенно опасна резиновая пыль от автомобилей. Стирающийся материал покрышек не исчезает бесследно, а взлетает в воздух, чтобы попасть затем в лёгкие горожан.

Как сделать калужский воздух чище

Поскольку, как уже было сказано, главным отравителем воздуха в Калуге являются легковые автомобили, именно на этом направлении необходимо сосредоточить усилия.

В какой-то мере это вопрос к ГИБДД: как оптимизировать транспортные потоки таким образом, чтобы автомобили как можно меньше стояли с работающими двигателями — в пробках, перед светофорами? Это может быть, к примеру, строительство на улицах с интенсивным движением подземных переходов, которых в Калуге целый один.

Важную роль в этом вопросе играет и озеленение. Но, по мнению экологов, муниципальные власти незаслуженно обходят вниманием кустарники. А именно они могут создать защитные барьеры для магистралей с интенсивным движением.

Что касается проблемы пылевого загрязнения, то сейчас власти рассматривают необходимость разработки общегородской программы борьбы с пылью. Хотя, может быть, вместо написания очередного опуса надо просто соблюдать уже имеющиеся экологические нормы при строительстве зданий и обустройстве тротуаров?

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ.
Опубликовано: 15.09.2015 15:10 0 918
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев