Образы света и добра
Скромный работник областного финансового отдела прославился как замечательный резчик по дереву. Его работы и сегодня можно увидеть и в музеях разных российских городов, и в частных коллекциях ценителей деревянного искусства.
Александр Савсерис родился 8 августа 1915 года. Ещё совсем юным страстно увлёкся рисованием. Однако в силу разных обстоятельств ему не удалось получить специального художественного образования. Но и в средней школе, и в Иркутском финансово-экономическом институте, где он учился до войны, этот юноша слыл среди сверстников настоящим художником. Особенно удавались ему дружеские шаржи. Пробовал он свои силы и в живописи, и в лепке. Но однажды, вырезав из дерева первую незамысловатую поделку, увлёкся этим занятием так, что уже не мог остановиться.
Много запоминающихся образов вышло из-под его резца: бравый солдат Швейк, гоголевские Иван Никифорович и Иван Иванович, чеховский Беликов и другие герои сатирических литературных произведений. Невозможно без улыбки смотреть на его композиции, в которых очень тонко и остроумно отражены жанровые сценки нашего быта. Его искусство отличают народный юмор и острая наблюдательность. Работы самодеятельного художника высоко оценивали коллеги-профессионалы.
Ежегодно калужане любовались его деревянными скульптурами на городских и областных выставках. В 1974 году Александр Савсерис участвовал во Всесоюзной выставке «Слава труду». Не раз становился героем телесюжетов Центрального телевидения о людях искусства. Александр Антонович неоднократно участвовал во Всесоюзных выставках, проходивших на самой главной площадке СССР. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную, одинаково высоко ценил две награды: медаль «За отвагу» и серебряную медаль, полученную за работы, отобранные для выставки на ВДНХ. Ещё при жизни художника его работы разлетелись по музеям огромной Страны Советов.
— Увлечение скульптурой малых форм — это моя вторая жизнь, — так говорил сам Александр Савсерис. — Темы черпаю из повседневной окружающей жизни. Очень люблю подмечать юмористические стороны житейских сцен. Наиболее удачными считаю такие работы, как «Болельщики» (Калужский художественный музей), «Грибники» (Читинский краеведческий музей), «В метро» и «На рынке» (Суздальский музей народного творчества), «На автобусной остановке», «Работяга», «Фестиваль», «Любимый дедушка».
В фондах Областного краеведческого музея хранится более десятка скульптур Александра Савсериса, выполненных из дерева: «Богомолка», «Свидание», «Борьба с браконьером», «Иванушка», «Баянист»...
— Он был необыкновенно работоспособным и очень любознательным, — вспоминает супруга художника Надежда Константиновна Овчинникова. — Очень много читал, интересовался театром и кино. Порой все просто диву давались: как успевает он сочетать свою довольно напряжённую служебную деятельность с художественным творчеством. А он успевал.
В 1986-м Александра Антоновича не стало. Но и сегодня калужане помнят и самого художника, и его тонкие, очень живые, наполненные юмором и светом маленькие шедевры.