Калуга 10 лет спустя
Главный архитектор областного центра рассказал корреспонденту «Перекрёстка» о том, каким может быть градостроительное и архитектурное будущее нашего города.
Если бы я брала это интервью у Сергея Ткаченко год назад, когда он только вступил в должность главного архитектора Калуги, то начала бы разговор, конечно, с банального: а какое грандиозное здание вы бы хотели построить в нашем городе? Или: какой памятник оставите после себя в Калуге? Но теперь, год спустя, очевидно, что пытать Ткаченко этими вопросами бесполезно. Потому что, несмотря на кажущуюся одинаковость, между понятиями «просто архитектор» и «главный архитектор» — большая разница. И если просто архитектор может позволить себе мыслить такими категориями, как «памятник» или «объект», то главный архитектор должен уметь видеть значительно дальше, чем то, что будет происходить с городом завтра и послезавтра.
Над схваткой
— В чём ошибка калужского общественного мнения? Все ждут, что главный архитектор придёт и чем-то потрясёт. Это неправильно. Главный архитектор — это чиновник, который следит за соблюдением двух вещей: градостроительного законодательства и архитектурного, художественного и градостроительного облика города.
Я бы с удовольствием попроектировал в Калуге, но это будет использованием служебного положения. Главный архитектор должен находиться над схваткой и быть арбитром всего того, что происходит в городе с точки зрения архитектуры и градостроительства.
О стратегии развития
— Чтобы Калуга стала достойным городом, нужно сначала сделать хороший генплан, по которому она будет развиваться. У всего должна быть программа. Автомобиль, даже самый простой, сначала проектируют и только потом делают. А ведь город значительно сложнее, чем автомобиль. В советское время все города, и Калуга в том числе, развивались по генпланам. Кстати, очень грамотно сделанным. Поэтому моя задача — убедить депутатов в необходимости вкладывать деньги в проектирование, потому что отставание в подготовке документации, по которой Калуга должна развиваться, нарастает с каждым годом.
В городе сохранилось много всего хорошего, но это тихо уничтожается в попытке решить сиюминутные задачи. Конечно, нужно успевать решать абсолютно разные проблемы, думать о том, как провести уличное освещение в пригородной деревне, и одновременно заниматься благоустройством Березуйского оврага. Мне необходимо втиснуться в этот социальный поток.
Остановить бездумное строительство
— Если предположить, что у города появился наконец хороший генплан, а в бюджете — деньги, то я бы занялся не строительством каких-то больших, видных объектов, а комплексным развитием территорий. Во-первых, нужно обязательно спроектировать микрорайоны, прилегающие к набережной Оки. Во-вторых, надо развивать восточный и северный берега Яченского водохранилища. Волей исполнительной власти необходимо остановить бездумный рост строительства на этих территориях и поставить его в какие-то градостроительные рамки. Самим же потом лучше будет! Если не сделать этого сейчас, то через несколько лет мы получим квартал, покрытый силикатным кирпичом и «турецкими» домиками. А ведь это самые лицевые места в городе. Поэтому нужно отнестись к ним очень серьёзно и сделать это вовремя. Снести потом ничего не получится, как бы уродливо это ни выглядело.
«Несчастный случай»
— Ещё одна первоочередная задача — поставить в какие-то рамки Правый берег. Не территориальные, а стратегические: как будут организованы транспортное движение, инженерия, где какое жильё должно строиться, каким кварталам нужно расти, а каким — нет. Правый берег — это несчастный случай, пример негативного влияния на развитие города стихийно развивающегося капитализма. Беспроблемной точкой он не будет никогда, так как изначально заложен неправильно. На Правобережье есть много чего, достойного только того, чтобы это снести. Привести микрорайон к гармонии будет очень сложно, но попытаться нужно.
Калуга-сити
— Через 10 лет в Калуге, надеюсь, уже начнутся комплексные градостроительные работы в центре города. Потому что туристическая привлекательность — очень мощный стимул для развития во всех отношениях.
К тому времени, возможно, приступят к умным реконструкциям застроенных территорий. У нас есть неплохие пятиэтажные кварталы, которые повторяют регулярную екатерининскую планировку, развивая её. Но такие районы требуют нового градостроительного осмысления, а это — расширение улиц, новая инфраструктура, в том числе и инженерная. Когда-то в Москве мы занимались реконструкцией Сретенки. Древнейшая, богатейшая в историческом плане территория, перестроенная в конце ХIХ — начале ХХ века. Первое, что сделали столичные власти, это за свой счёт проложили все инженерные коммуникации под всеми улицами и определили цели и границы реконструкции. После чего раздали инвесторам порезанные на лоты участки. Я мечтаю именно о такой реконструкции улиц Воскресенской, Театральной, других территорий, где осталось хоть какое-то историческое наследие. Надо не кусочничать, а подходить к их развитию комплексно. Для этого даже генплан не нужен. И вот так, квартал за кварталом, пройти весь центр.
Я сейчас работаю с фирмой, которая рвётся доказать, что надстройка пятиэтажных жилых домов — то, что нужно и возможно. Может быть, эти проекты также будут иметь место.
Думаю, через 10 лет в Калугу придут грамотные инвесторы, которые не доят территорию, а развивают её. И они будут стимулировать тех, кто распоряжается бюджетом, выделять деньги на развитие городских кварталов. Потому что никто не хочет иметь под окнами своего шикарного дома помойку.
Вполне возможно, что через 10 лет появится «Калуга-сити» — новый удобный комплекс зданий, окружённый зеленью, оснащённый торговой инфраструктурой. Он подтянет за собой строительство высотных жилых домов, в которые переедут люди из старой части города. В результате 30% Калуги будет сориентировано на новый сити. Во многих городах происходит именно так.
И, конечно, я надеюсь, что через 10 лет у калужан уже сформируется градостроительное сознание, а градостроительство в Калуге всё-таки войдёт в правовое русло. Потому что грамотное градостроительство — это ключ к территориальному процветанию города.