Донауинзель – любимое место отдыха венцев
«Дунайский остров» расположен, можно сказать, в центре австрийской столицы. Это место не для туристов — тут отдыхают сами венцы.
На самом деле островом его можно назвать довольно условно. Это полоска суши шириной 100–200 метров между Дунаем и отводным каналом, который защищает Вену от наводнений.
Как и везде в Австрии, на Донауинзеле идеальная чистота. Наверное, тут убирают, но ни одному австрийцу просто не придёт в голову бросить мусор не в урну, а просто на землю. Сорящим иностранцам австрийцы делают замечания без колебаний и в жёсткой форме. Нарушители же даже не думают хамить и тут же убирают за собой, потому что в противном случае будут иметь дело с полицией.
Ещё одно ограничение — на этой части острова нельзя разводить никакого огня, даже в мангале. Если всё-таки решишь приготовить шашлычок — полиция появится очень быстро — об этом позаботятся сами австрийцы. Под барбекю выделено специальное место с пожарными ёмкостями, рукомойниками и туалетами. Тут жарь шашлыки сколько душе угодно.
Но только, естественно, в мангале, а не на открытом грунте. За костёр на земле заплатишь такой штраф, что запомнишь надолго.
Северная часть
Те, кому нравится активный отдых на природе, добираются до острова через мост Флоридсдорфербрюке. В основном здесь катаются на роликах и велосипедах или просто бегают. Приезжаешь на парковку, обуваешь ролики или снимаешь с крыши велосипед и едешь до северной оконечности острова, на котором построена впечатляющая дамба, с которой открывается великолепный вид на Дунай. Тут же стоят огромные водные ворота, которые регулируют уровень воды в реке.
Особенно много людей, конечно, в выходные, но летом многие приезжают сюда и вечером после работы. От парковки до дамбы — чуть более 6 километров. Дорожка проходит по исключительно живописной местности: с неё открывается восхитительный вид на Дунай и холмы Леопольдсберг и Каленберг. Их лесистые склоны и есть тот самый Венский лес, прославленный Иоганном Штраусом.
Даже удивляешься: почему австрийцы занимаются спортом с такими серьёзными, сосредоточенными лицами — ведь вокруг такая красота. Многие катаются на роликах с палками — считается, что это более полно задействует мускулатуру тела.
Абсолютно все спортсмены экипированы. Велосипедисты — в шлемах и очках, роллеры — как минимум в наколенниках и налокотниках. Полиция за этим не следит, это результат внутренней дисциплины самих австрийцев.
Вдоль дорожки можно встретить компьютерные терминалы с доступом в Интернет. Правда, бывая там много раз, автор ни разу не видел, чтобы кто-то ими пользовался.
А вот купаться в этой части острова нельзя. Берег завален огромными гранитными валунами. Да и, честно говоря, купаться в бурных потоках коричнево‑бурой дунайской воды — сомнительное удовольствие. А вот с другой стороны острова — в канале — некоторые купаются, забираясь в воду с пластиковых понтонов. Но это скорее исключение, чем правило.
Один раз автор этих строк даже был свидетелем невиданного: несколько ребят прыгали в канал с довольно высокого пешеходного моста. Правда, кричали они при этом по-русски.
Центр
Самая широкая часть острова расположена между Флоридсдорфербрюке и Нордбрюке. Это место, где проходят городские праздники, фестивали и концерты.
Концерты на свежем воздухе, как и положено, длятся до глубокой ночи. Для рекламы привлекают легкомоторные самолёты, которые летают над островом с развевающимися плакатами компаний. Фактически единственный напиток во время опен-эйров — пиво. Тут его пьют очень много и продают на каждом шагу.
Самый известный фестиваль так и называется: Donauinselfest, то есть праздник дунайского острова. Он проходит ежегодно в последнее воскресенье июня и на три дня собирает около трёх миллионов зрителей со всего мира. Выступить на Донауинзельфесте — честь не только для молодых рок-групп, но и для маститых музыкантов.
Южная часть
Южная часть острова имеет свою специфику. Это место, где во множестве расположены бары, рестораны, кафе, винные погреба, ночные клубы. Как только заканчивается полоса ресторанов, начинается пляж Copa Cagrgana.
Это территория нудистов. Летом тут на просторных лужайках загорают и прогуливаются сотни голых венцев любого пола и возраста. Преобладают, впрочем, женщины и мужчины в возрасте «после пятидесяти». Некоторые нудисты-мужчины любят навешивать на своё «хозяйство» различные украшения, что ли: какие-то серьги, цепи и тому подобное.
И в этой части острова тоже много людей на роликах и велосипедах! Представляете, едет такой: в шлеме, наколенниках, налокотниках… и всё.
Вообще нудизм в Австрии очень распространён. Однажды была даже акция, когда центральная картинная галерея Вены — Лепольдсмузеум — предложила бесплатный вход тем, кто разденется догола и в таком виде будет смотреть экспонаты. И желающих было достаточно!
Но вернёмся на Донауинзель. Как только солнце заходит за горизонт, комары быстро разгоняют нудистов и их место занимают рыбаки-карпятники. Никакие другие виды рыбной ловли тут почему-то не культивируются. А вот карпы в Дунае очень вкусные — никакого сравнения с теми искусственно выращенными, которые можно купить в магазине. Но размеры небольшие — в среднем до двух килограммов.
У каждого рыбака — строго своё место, на которое он купил лицензию. Ловля карпа ночная, у всех — электронные датчики поклёвки. Кроме лицензии должен быть специальный журнал, в который нужно записывать весь улов. Всё строго и регулярно проверяется. Рыбинспекторы ездят вдоль берега на велосипедах. Огней не зажигают — на голове приборы ночного видения.
Наши люди, поймав карпа, не запускают его в садок, а сразу несут в багажник машины. Австрийцы таким не занимаются.
—Тупые, — сказал бы Задорнов. Но мне всё-таки кажется, что дело не в этом. На самом деле это просто ниже их достоинства. Они не хотят унижать себя подобным мелким воровством — наверное, это и есть то, что называется цивилизованностью.