Без красок и кистей, зато с музой в окне: в Калуге показали автопортреты художников ХХ века

В некоторых из них спрятана загадка.
Татьяна Светлова
18.06.2023, 10:00
2 3590
Фото автора

В музее изобразительных искусств - очередная выставка с оригинальной концепцией. В основе проекта – автопортреты художников.

Выставка охватывает период от начала ХХ века до 2000-х годов. Есть как калужские известные авторы, так и московские.

Кто-то изображает себя карикатурно, с юмором, иронизирует над собой, а кто-то серьёзно, даже монументально.

Некоторые художники представлены несколькими автопортретами -  это калужские мастера Георгий Абрамов, Виктор Остроумов, Афанасий Куликов.

Афанасий Куликов, 1938 год.

И любопытно разглядывать, как меняются люди, их взгляд, стиль, внешность. Кстати, женских автопортретов на выставке почему-то меньше.

Вера Лаврова, 1962 год.

- Здесь много работ начала, середины ХХ века. И конечно, тогда было больше мужчин-художников, - объясняет куратор выставки, сотрудник музея изобразительных искусств Станислав БАРАНОВ. – И ещё я заметил, что женщины почему-то меньше склонны к автопортрету. Хотя дамам самолюбование больше свойственно, чем мужчинам.

Виктор Остроумов (1904-1955 г.)

Без стереотипов

- Автопортрет - это особый жанр. И выставка получилось очень проникновенной, даже сам не ожидал, - говорит Станислав БАРАНОВ. – Готовил этот проект из фондов нашего музея, и когда все портреты были развешены, экспозиция произвела на меня сильное впечатление.

Все работы индивидуальные, харизматичные, персонажи на них очень интересные. Стили разные: от реализма - до полуабстракции и футуристических картин.

Галина Макавеева, 1937 год.

- И здесь мы не увидим стереотипных портретов, где художник изображает себя с кистями и красками, хотя такие, конечно, есть, большинство автопортретов - о самоанализе, рефлексии, то есть они очень глубокие.

Любопытно увидеть авторов так, как они видят себя, понять их эмоции, чувства. Все художники разные не только по техникам, но и в своей эмоциональности.

И здесь выделяется автопортрет Марка Маргулиса, он экспрессивен, наполнен тревогой и переживаниями. Художник использует элемент случайности, подчеркивая непостоянство наших чувств и эмоций.

А вот автопортрет Петра Козьмина, наоборот, предельно собран и продуман, каждый геометрический фрагмент имеет свой цвет и тон, а вместе они создают образ автора за работой в мастерской.  

Виктор Страхов «Живописец с музой».

Алексей Бесперстов, 1980-е годы.

Анатолий Любавин «Художник и модель», 2018 год.

Разгадать загадку

- Все представленные здесь работы - редкие. Они выставлялись на разных выставках, но в контексте одного проекта ещё не были ни разу. Здесь 36 картин. Из уникальных - работа «Современники» Юрия Ракши.

Это не совсем автопортрет, скорее, - жанровая картина, где он изображает себя и своих современников – интеллигенцию 1960-70 годов. И в тоже время это – автопортрет, потому что художник изобразил себя на первом плане в красном.

Юрий Ракша «Современники», 1970 год. Художник на первом плане в красном.

- Уникальна работа калужского художника Алексея Базанова, она сразу выделяется. Многие могут подумать: что натюрморт делает среди автопортретов. Но при детальном рассмотрении становится понятно: среди натюрморта спрятаны многочисленные осколки зеркала, в которых отражается художник.

С одной стороны, он ассоциирует себя с натюрмортом. Возможно, это такое его душевное состояние. Там изображены банки краски. А художник и состоит из краски. И в тоже время в картине есть спрятанные черты лица.

Здесь художник Алексей Базанов зашифровал свой автопортрет.

Посетить выставку «Один на один. Автопортрет» в музее изобразительных искусств можно до 6 августа. А в центре зала -  зеркало в раме, что вы увидели здесь и свой автопортрет.  

Лента настроения
15 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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
eyJpdiI6InpFSUtjaDZWWjh1bEFXWlpkaUJ3QVE9PSIsInZhbHVlIjoiL05OSGdmcVJSbE00SFJYOEJxejV4VGs1ZVZCUGVhZVFZRVZqeEVnR3lXbHBuZ2J3cDdwY0dZS2doeDNacy9ub2FVVkZib2E2T1ZQMEFjSExGRTBIMFlRZk5HeFZDc3g2Vm5PNHlLeVVjbmJqTTY3TTNoLy91KzRrNENsbm53ZS94ME1wRlBWUnpZRWdvV3hKZWIzRmhiQWdPMlVab2ljRE1GMVlsaXhoSVlDUDlVVkR5YytyVkRzc0l1RXhVOTNuRWxNRmpDSzExRlM0OGREMGFpNjB2cThrazNOZVNFM1ZHdVNRdEdCWFArbG4zVU1yRE0zejJQcmQ0cFpyQWZrY2k1R0lXVmtZZG0zV0NMUExIMUNCMEQwM3Q4cmRxd0JJSlZMT1cyeExoWU9palcwL1o1YUNQYWlKek5qbnVsMXY4Zlp3RWhtM1A3bWdMMUI0S1dWaWxwMjRoR0hIbmRyRUFCV2ZIbFRLZ2VKZWF5blB3TmIrbUhIZnpGU1MvdjNHRHQ4dXhaWnV0T0tOR21memw3TG9tSDI4TFdpZ2l3QmtTZjcvajJHaHB4Zk05NEZUWkdLK2V4djAya0dqNFFnR2JPQjdmaVBRWDkvVTA3UEE4VUphQmkzeFA1ODBUN1VNenIxWlo2anhhT2l2QlBERU50Nk14MlJLaFpHdmo0Ni9OZE5kb2RSZGFiUkZ3LytReUFpaTdyRDZCU0FlQ1ZSRnBSUkxWOFp3ZEFYY1pQTVJ2RUF6VFNyeTUzUlc2Y21wdEJDb3NqaGRrSS95bmNMWWJxaGRRN3NIMVFicHVHaGlNTEdxM0hJc1JFcFYxa2JETytiMzZpOUh2QmVndEtGUSIsIm1hYyI6ImU3NGFhMTlmZDAyYzdjMWVjNDU0MWE3YTU1ZDFkMTRhMmUxYjlhMjA0YmIxYzcxMTE5ZDIwYjdhMTNkYzVjNjUiLCJ0YWciOiIifQ==