Какие клады скрывают затопленные ходы подземной Калуги

Владимир ТОЛСТОВ
Опубликовано: 28.05.2023 10:00 11 8266
Какие клады скрывают затопленные ходы подземной Калуги

Ранее мы начали цикл статей о подземной Калуге. В первой статье рассказали о карте подземной Калуги, датированной 1912 годом, авторства государственного советника Алексея Крылова.

Кем он был - удалось установить относительно недавно при помощи финансовых документов.

Напомним, в той статье мы приводили свидетельства того, что помощник Крылова – капитан Станиславский в 1912 году в составе 10-го Новоингермарландского полка прибыл в наш город с государственным поручением составить план подземных сооружений нашего города на случай войны с Германией, которая, как мы знаем, вскоре и началась.

Продолжаем начатую краеведом и писателем Владимиром ТОЛСТОВЫМ тему.

Народная память

Мы пойдем логическим и исследовательским путём и поверим Крылову в той части, что если он сумел нарисовать башни посада, то, по логике, и подземную часть тоже нарисовал достоверно. Примем эту версию за верную.

Не думаю, что Крылов сам ходил по подземельям, но понятно, что ходили солдаты 10-го Новоингермарландского полка. Военные - люди смелые, даже отчаянные. И логично предположить, что в создании «подземной карты» руководствовались рассказами (данными) знающих калужских людей.

Если допустить, что к кому времени о башнях и подземных ходах ещё помнили прадеды современников, то это уже не кажется странным. Допустим, деды в начале XX века, к примеру, 1820-х годов рождения, слышали о них от своих дедов, а те от прапрадедов, это минус 140 лет, получаем дату 1680.

Понимаю, что цифра примерная, но всё же. Эта дата относит нас ко времени, когда никаких официальных карт Калуги не было. В связи с датой 1680 сразу напрашивается параллель, а именно «Роспись 1687 года воеводы Ивана Лаврентьевича Полуехтова», времен, когда Калуга была ещё деревянной.

Если допустить, что перед Первой Мировой войной командованию 10 Новоингерманландского полка было поручено обследовать подземелье на случай «возможности ведения боевых действий и закладки схронов на случай войны», то вспомним, что в 1812 году такая тема уже возникала. В этом случае Крылов мог иметь значительно больше данных по подземелью чем тот же Малинин – известный калужский историк и краевед, который, напомним, как мы рассказывали в прошлой публикации, после революции работал на «красных», в то время как Крылов воевал за «белых».

Данные о подземельях впоследствии были очень важны для большевиков. Ведь именно они вели боевые действия в «подземке» в период «изъятия ценностей».

Мы попросили нейросеть «Шедеврум» нарисовать калужский подземный ход, дав ему описание от Днепровского-Орбелиани – такой ширины, что по нему могли в полный рост пройти четыре воина. И вот что получилось.

Сокровища поземелий

Что же мы знаем наверняка об оставшихся фрагментах некогда огромного подземного лабиринта и длинных ходов? Немало.

Ходы шли мимо «песков» в Острожек, Симеонов замок и Лаврентьев монастырь (от Калужской крепости, которая стояла на месте нынешнего городского парка, до него всего 2 мили), это мы и видим на карте Крылова. Были выходы через Березуйский овраг.

Есть точные исторические сведения о том, что в 1752 году во время восстания демидовских рабочих в Ромодановской волости, через лаз с правого берега восставшие обходили все посты, стоявшие перед городом, и появлялись непосредственно в Калуге.

Не правда ли, это напоминает истории с такими же появлениями в остроге в стане Болотникова?

Возможно, в обвалившихся подземных ходах до сих пор лежат клад шведского принца Густава Ваза, демидовские драгоценности, схроны ЛжеДмитрия (а ведь мы знаем, что и царь Дмитрий всю войсковую казну забрал из Тушино в Калугу. Возможно, часть ее тоже лежит в подземелье, в схроне, ведь он был убит внезапно), болотниковские клады (даже не самого Ивана Болотникова, а то, что оставили купцы, уходя с его войском в Тулу. Хотели вернуться, да не смогли, в смутное время это происходило повсеместно), и прочее, о чём мы даже не догадываемся!

Мы знаем, что длинный ход на правый берег в советское время был затоплен водой при забивании свай Гагаринского моста. Этот сводчатый тоннель вел к Ромодановской церкви Пресвятой Богородицы.

Легенда, озвученная некогда нашим калужским архитектором и краеведом Днепровским-Орбелиани гласит, что по нему могли пройти в одну сторону одновременно четыре вооруженных в доспехи воина, насколько он был широк.

Мы знаем, что в 1886 году на склоне Березуйского оврага случился сильнейший оползень, который обнажил свод подземелья. Не тот ли это был ход, идущий вдоль Березуйского оврага, что указан на схеме Крылова?

Без всякого сомнения калужане знали о нем. Этот ход был замурован по приказу губернатора Жукова после того, как там пропало без вести восемь человек, решивших попытать счастья в поиске тех самых демидовских сокровищ.

А еще что?

Просто перечислю, про какие ходы нам более или менее известно: Километровый проход на глубине пяти метров от Никитского храма и Старого торга выходил к Оке и состоял из складских помещений купцов с вином, зерном и др.

От Крепости к Яченке - очень длинный.

От Лаврентьева монастыря в Крепость. Из Крепости шли семь веток в разные стороны. Много шурфов 15-метрового заложения и два хода были в Бору. Еще один длинный ход вел из острога на север, он шел параллельно нынешней Московской улице. Скорее всего этим ходом с выходом на Староборовскую дорогу пользовались при нападении с юга.

Был известен тайник (тайный ход) из Симеонова городища к Яченке, затем самый известный в истории Калуги тайник между Водяными воротами и угловой башней крепости. Через него калужане выносили из крепости голову ЛжеДмитрия.

Можно вспомнить тоннель от Воскресенского храма к Никитскому храму. Имелись ходы идущие в Жировский овраг (имеются на карте Крылова).

Другой ход находился там, где сейчас расположен корпус Присутственных мест, ход через Березуйский овраг в Завершье. Он вел примерно к тому месту, где сейчас Палаты Коробовых.

Глубоко копали

Имелись в Калуге и уже упомянутые ходы на правый берег. Первый вел из крепости, второй от Казанского монастыря, и третий от церкви Спаса на глубоком. Кстати, весьма похоже, что старое название «на глубоком» получено не из-за глубины Оки в этом месте, а несёт информацию именно про подземный ход. Ведь глубина этих ходов очень велика, так как они проходили под Окой.

Было три глубины заложения подземных ходов: при Иване Грозном от 50 до 75 метров, позднее от 15 до 25 метров, и еще позже глубиной от 5 до 10 метров. Это говорит о том, что строительство подземелий было освоено основательно и продолжалось в той или иной степени, думаю, до XX века.

Мы ведем речь только о ходах, что говорить о многочисленных подземных купеческих подвалах, хранилищах, тайных схронах… Большие подвалы известны под Спасо-Преображенским храмом на Смоленке и под Казанским девичьем монастырем.

Заваленный вход в подземелье у Казанского монастыря.

А вот что рассказала о казанском подземелье прямая очевидица, калужанка Марина Зверева (ныне сотрудница Калужского музея изобразительных искусств):

- Это было в начале шестидесятых. Я тогда училась в третьем классе. Честно говоря, именно я и подбила ещё двух моих одноклассников (мальчиков) туда пойти. Мы были наслышаны о том, что там есть «подземные ходы».

Была ранняя весна. Везде была вода, в том числе и внутри. Мы представляли себе это как приключение. Перелезли через забор, прошли в кельи с чёрного входа. Я шла впереди просто потому, что у меня единственной были настоящие кирзовые сапоги, а бедные мальчишки насквозь промокли.

Фонарика не было, поджигали какую-то рентгеновскую пленку. Мы один или два лаза прошли, перешли через две-три кельи, там было более сухо.

Действительно, были очень узкие лазы из одной кельи в другую. Последний лаз был совсем узкий, так что мы еле-еле через него могли проползти. Один из нас стоял у входа «на шухере», он-то и заметил со двора какого-то мужика с мешком, который направлялся в нашу сторону, а мы знали, что под Каменный мост ходили воры и прятали там краденное. Поэтому нам пришло в голову, что здесь тот же случай, пришлось бежать...

Естественно, мы рванули оттуда со всех ног, - говорит в заключение Марина Зверева. - Очень жалели, что не успели до конца дойти… Но было очень жаль уходить, потому что было интересно, что там дальше… Вот такая история.

Поясню, что вскоре все ходы в подземелья советскими властями были замурованы бетоном, ибо дети постоянно ходили туда, несмотря на запрет родителей. Проникать в такие ходы стало смертельно опасно.

Продолжение - на следующих выходных.

Владимир ТОЛСТОВ
Опубликовано: 28.05.2023 10:00 11 8266
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев