Сказкотерапия, или Как выбрать книжку для ребенка

Опубликовано: 09.09.2014 14:15 0 4592
Сказкотерапия, или Как выбрать книжку для ребенка
Недавно я увидел в киоске книжку сказок из «Золотой коллекции для детей» «Мальчик-с-пальчик», оформленную художником Борисом Дехтеревым. С удовольствием полистал ее и купил в подарок. А после того, как прочитал, просто не мог не поделиться с вами, молодые родители, дедушки и бабушки, своими мыслями, какой же должна быть настоящая КНИГА СКАЗОК. Ведь по образованию-то я учитель начальных классов.

Зачем нужны сказки?

Если ребенок живет в любящей и заботливой семье, то его готовят к жизни в обществе с младенчества. И именно с детской сказки начинается знакомство малыша с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Я знаю людей, которые считают сказки слишком жестокими и вредными для ребенка и опасаются, что их дети, воспитанные на сказках, будут беззащитны в реальной жизни. Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка и заменяют ее энциклопедиями и обучающей литературой. Они думают, что логично показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая поучительные истории. И забывают, что сказка необходима так же, как и игра. А разве можно запретить ребенку играть?

Так что, дорогие родители, помните: сказка — это рассказ об отношениях между людьми на понятном малышу языке. Ну, кто же любит наставления и нравоучения! Тем более дети! Конечно, сказка не учит напрямую, но предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Сказка будит любозна­тельность и воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей, высмеивает лень или глупость, излишнюю мечтательность или болтливость, хитрость, глупость, жестокость. В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках.

Внимательно рассматриваем!

Сегодня можно подобрать книгу сказок на любой вкус и кошелек. Какую выбрать? Дешевую или дорогую? Толстую или тонкую? С реалистичными картинками или с «мультяшными»?
Итак, по порядку.

Толстая или тонкая

Не покупайте толстые книги за три сотни рублей! Ребенок надорвется с «кирпичом». Берите такую, чтобы у него появилось желание самому достать книгу, посмотреть картинки и вспомнить, о чем там речь. Именно так и выучиваются читать: рассматривают, постепенно начинают узнавать знакомые буквы, складывать слоги в слова.

В толстой книге малыш не сможет самостоятельно отыскать нужную сказку. И кроме того, трудно подобрать много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст. Покупайте книгу, в которой под одной обложкой не болше двух-трех сказок, максимум — пять. Как правило, они подобраны для одного возраста.

Большая или карманная

Сказочная книга для ребенка от 3 до 7 должна быть достаточно большая, не меньше формата А4 (лист писчей бумаги), как наш «Калужский перекресток», сложенный пополам. В маленькой и иллюстрации, и шрифт слишком мелкие. Гигантские книжки, хотя и роскошно выглядят, для маленьких детей не годятся: ребенок не в состоянии охватить взглядом все, что нарисовано на странице.

Обложка

Покупайте книги в твердых обложках с прочным корешком. Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: из клееных книг очень быстро начинают выпадать страницы.

Бумага

Бумага в детской книге должна быть плотная, белая или чуть бежеватая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Не покупайте книгу на блестящей глянцевой бумаге: она будет бликовать и отсвечивать. Текст хорошо читается на матовой.

Шрифт

Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Самый оптимальный — 14-й Таймс. Многие дети рано, чуть ли не в два года начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так незаметно выучиваются читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глаза, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.

Картинки

Самое важное! От картинок зависит, какими будет представлять ребенок героев сказки. Для не научившегося еще читать иллюстрация — главный источник восприятия текста. Хорошая иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять понимание сказки.

Яркие примитивные картинки без полутонов бездушны и холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла. Детям нравятся не контрастные локальные цвета, а нежные, спокойные полутона. Богатство оттенков развивает у малыша способность к восприятию цвета.

Не покупайте сказки, иллюстрированные картинками из мультфильмов: книжная картинка и видеоряд — это две совершенно разные вещи.

Правильные те книги, в которых картинки есть на каждой странице, иначе малышу будет неинтересно. Но плохо, если одна картинка занимает весь разворот: ее неудобно рассматривать.

Иллюстрации необязательно должны быть реалистичными, но слишком смелые авангардистские эксперименты тоже не для детей.

Велика и роль пейзажа! Важно, чтобы ребенок представлял себе, где происходит действие, как выглядит рыцарский замок или дремучий лес, в котором блуждал Мальчик-с-пальчик со своими братьями. Так незаметно расширяется кругозор вашего малыша, и в его сознании формируется картинка мира.

Мальчик-с-пальчик


Всеми вышеназванными достоинствами обладает книга из серии «Золотая коллекция для детей», состоящая из двух сказок: Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» и «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена. Она должна понравиться и вам, и вашему ребенку, если ему уже исполнилось 4 года.

И что еще важно: пересказ! Переводят иностранные сказки обычно разные авторы. Переводы в этой книге сделаны очень доступным, живым образным языком. Великие сказочники, мне кажется, остались бы довольны.

Через призму сказки

А вы сами можете сказать, о чем сказка «Мальчик-с-пальчик»? Как мне кажется, это история о том, что дети, уверенные в себе, могут многого добиться в жизни, независимо от того, большие они или маленькие, незаметные или у всех на виду. Прочитайте сказку и посмотрите на своего малыша. Некоторые родители с большим трудом принимают индивидуальные особенности облика собственного ребенка. Если он слишком хрупкий, они изо всех сил оберегают его, в ущерб и ему, и себе. Своей боязнью они обкрадывают его, лишают уверенности в себе, совершенно необходимой для нормальной жизни.

Фото Константина ИВАНОВА.
Опубликовано: 09.09.2014 14:15 0 4592
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев