Чудом выживший

Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Александр Фалалеев
27.06.2014, 10:44
0 6048
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.

Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».

— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.

— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые вой­ска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.

Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.

— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).

— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.

Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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
eyJpdiI6IktUMlFNUy91ZlFEQ3lldDZqMjJHK0E9PSIsInZhbHVlIjoibWNpQkNyeE4wOXJLV2FqNXViRnNQMU1aWlJmVERvbzArZmowL0Zva2dpYnZxNGtaa2JkZlpVY2hBNlVHeHRockZXaTJhWjBEV2lNaXF2SXpyQ0lnMVZVUDdkTU9zVURTS1lzY2xsTlQzVHQ2Q0dFb0NlQXlNTzZvS1RpeS95QXZJaXJodnUyNGJjQ2xBbWZjRE5KRmYrcmx3VldYZEhYcWlYRk96WmpGeHAySHAxbTBrZE41TGVNUTROdFRBWFVqcCtkNFZ2Ny93dFJVSS9ialNUdHYwanBJQlpnMHk5eDBnNjlyTVFCYnd5UVBKRGVpS0hVR2s4anBNOUtDS1RDMVFFRytRVUNnTExnbks0TWJPVGNuWWM1T0x5enRPVGdVNjlKS09aczEzK1EvVmh3aVlLRUV2bHZDdjRQWTNvWm5ycC9BUTR4MnJjYmNBYkVaQjg4ZHlpRmU1Zm9HMW9TZERiU1d3ckgxRS9ka0hUT0ZFcHdOajJnVlhMcTFOT1dBRWRUdml2bXRyK1hSRFdZclJnQjBNRzQ1UGJsRExiZlRtQjRUTXQ5K0Q5czJpVGZZajM1aFlVVlpINXpORnVYQWNhVmk3aXdSRURUeEtCWTBvUkhmN3FaanpVQ0FaOVVkU0h6c1l1WmEvc0RPRFB3bWN5cmNDWGpKMHRTWmlvRlhhRzU4UTVTTWJld041T3ZZTFJzQ2NMeHo3T2tMbzEwQldNQ21icThHOERQWmhPWVEzY3dxcEFrNmNMMWg4K3ljZ2hFOGJ2bnZDSTdVWHUwRXFXTHk5OGNJWS9MSEg2cUFoSWxSelNvZ25tU3crVFJvTjlrL200djVqM3VHYnJuSyIsIm1hYyI6IjNiODRlOTExYjI0YzE4YjhkNTNkYWM4YmYyYzRkODE2ODBhZThkMzM1Yjk2ZTIxNmRiYTU1ZWRiY2M3NDFmYTYiLCJ0YWciOiIifQ==