Чудом выживший

Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Александр Фалалеев
27.06.2014, 10:44
0 6039
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.

Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».

— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.

— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые вой­ска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.

Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.

— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).

— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.

Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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