Крокодил опять не ловится!

Опубликовано: 26.02.2014 11:23 0 4549
Крокодил опять не ловится!
Калужский драмтеатр показал «Русское варенье» Людмилы Улицкой в постановке Александра Баранникова.

Кто не знает: до двух третей мирового театрального репертуара — это пьесы-переделки и пьесы «по мотивам» (в том числе гениальное «Горе от ума»).

По мотивам Чехова
Вот и Людмила Улицкая, один из самых видных писателей современной России, замахнулась на «Вишневый сад» Чехова. Помните, еще в школе нам объясняли: дескать, уходят безвольные, но милые помещики-аристократы, на смену им идут энергичные бизнесмены, но процесс этот как минимум радости не вызывает — жалко всех. Улицкая утверждает, что означенный процесс еще не закончился, а, может, в России никогда и не закончится…

Лишние люди
Итак, живет-бывает на старой подмосковной даче многочисленное интеллигентное семейство. Они знали лучшие времена: в прошлом — Сталинские премии и ученые степени по марксизму. В настоящем — пустота и неопределенность. И что толку с того, что все вместе они могли бы составить институт иностранных языков и консерваторию! Они не чувствуют смысла в этой жизни и не имеют к ней вкуса. Пожилой профессор Лепехин, каким его играет народный артист РФ Михаил Пахоменко, это обычный чеховский «недотепа», мягкий и безвольный. Его сестра Наталья Ивановна (заслуженная артистка РФ Надежда Ефременко), напротив, работает не покладая рук, но ее работа по переводу попсовых романов невестки на английский язык тягостно бессмысленна. Старшая дочь ее Варвара (Ирина Якубенко) — фанатичная православная патриотка, совсем не просветленная верой, но резкая и категоричная. Леля, средняя (Анастасия Семесенко) — полная противоположность: изящная и мягкая, как кошка. Младшая Лиза (Наталья Бушина) — что-то вроде студентки, вся такая припанкованная, колючки и шипы во все стороны. Все трое — отчаянные бездельницы. А если прибавить сюда мужа Лели, странноватого психа-буддиста Константина (колоритный Владимир Прудников), и домработницу Маканю, громогласную коммунистку (Тамара Глеклер), то галерея небезызвестных «лишних» людей предстанет перед нами во всей своей устрашающей полноте.

Старое или новое?
Так, может, ну их всех совсем, шибко умных и тонкокожих?! Ведь есть же и другая Россия. Вот она! Ростислав, старший сын Натальи Ивановны (Леонид Клец) — бизнесмен, энергичный, как вулкан. Он, конечно, продаст отчий дом, чтобы выстроить на месте этого ветхого и вонючего сарая торговый центр. Но что-то не видно счастья на его лице. Он бежит по жизни изо всех сил, теряя близких. Остановка — катастрофа. Но уже не способна сожалеть ни о чем его подтянутая женушка Алла, модная писательница (Светлана Никифорова). Интересно, правда, о чем может сожалеть рыбка-пиранья? А может, сермяжная правда в так называемом простом человеке? Сантехник Семен (Дмитрий Денисов) — вовсе не идеальный простолюдин, каким его видели русские классики. Это тот самый хам, который, кроме своей выгоды, не разумеет ничего. И не дай Бог, он станет хозяином жизни после бизнесмена Ростислава!

Авторы спектакля задают вопрос: что же лучше? Быть интеллигентным и мягким? То есть нырять в шкафчик за рюмочкой и перебирать клавиши фортепьяно? А почему бы к этому не прибавить навык в починке крыши? (Ох уж эта богатая на метафоры текущая крыша!). Тогда, вероятно, умственный труд должен хорошо оплачиваться? Но кому нужны переводы макулатуры на иностранный язык? Почему бы лучше не варить варенье на продажу? Так ведь и варенье толком сварить не умеем: чисто по-русски ниоткуда в готовом продукте попадается дохлая мышь. Вытащим мышь и продолжим нытье о хорошей жизни в Париже и своих мифических предках-аристократах. Воистину, песня века: «крокодил не ловится, не растет кокос»! Но вот же перспектива — привлечь инвестиции (волшебное слово!), снести к известной Фене все ветхие профессорские дачи и выстроить на этом месте Диснейленд с Макдональд­сом! Простите меня, тупого, за вопрос: а свое что-нибудь производить когда-нибудь собираемся? Чем-то человечество осчастливим? Так вот пьеса Улицкой и спектакль Баранникова никаких проблем не решают. Эта умная и тонкая постановка говорит о многом, но главное — о том, что настоящие проблемы не решаются, с ними живут.

И декорации, и музыка
Спектакли Александра Баранникова выгодно отличаются своей цельностью. Каждый актер знает свой маневр, каждая роль тщательно проработана, и все вместе они — ансамбль. Но ансамбль в театре — это еще и декорации, и музыка. Максим Железняков создал образ утонченной ветхости, особенно сильное впечатление остается от огромных корявых ветвей старых яблонь. Композитор Виктор Норейко, постоянный соавтор Александра Баранникова, пишет для его спектаклей все более душевную и пронзительную музыку.

А имена чеховских героев подставьте сами. Хотя можно оставить и так.



А. Семесенко, Д. Денисов.

Автор: Владимир КАРПОВ.
Фото Владимира АНДРЕЕВА.
Опубликовано: 26.02.2014 11:23 0 4549
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев