Леонид Клец: «Сцена лечит»

Накануне Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта, мы встретились с актером Калужской драмы Леонидом Клецем.
Александр Фалалеев
27.03.2013, 11:08
0 5713
Накануне Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта, мы встретились с актером Калужской драмы Леонидом Клецем.

Несмотря на то что Клец хорошо известен калужской публике по таким ролям, как Валер в «Лекаре поневоле», малыш Бобби в «Калеке с острова Инишмаан», Хозяин в «Похождениях Шипова», Эсаул в народной драме «Лодка», Почтмейстер в «Ревизоре», Дембель в «Доме восходящего Солнца», Священник в «Дон Кихоте», Ломов и Апломбов в «Бенефисе Светловидова», сам актер на вопрос о реальных театральных достижениях отвечает так: «Да что-то особых не припоминаю». Неужели и впрямь его последние открытия больше связаны с телевидением?

«Скучаю по снятым спектаклям»

— Леонид, есть ли у тебя любимая роль, ради которой ты готов на крыльях лететь в театр? Или Клец-ведущий утренних новостей, автор и актер «Бесполезной передачи» на телеканале «Ника ТВ», теперь главнее Клеца-драматического артиста?

— Театр и телевидение — это две непересекающиеся линии. В театре я служу, а в телекомпании работаю. Мне интересно и там, и там. Безусловно, театр — главное в моей жизни. Но так случилось, что наибольшие достижения в последнее время связаны с телевидением. А что касается любимых ролей… Они все любимые, по-разному. Другое дело, что одни даются легче, иные — тяжелее. А есть «кровавые» роли, когда работа идет порой на грани нервного срыва. Споры с самим собой, с режиссером… Кажется, что все плохо, и даже когда играем уже …дцатый спектакль, продолжаю мучиться, сомневаюсь, что-то меняю. А вот снимают спектакль с репертуара — и начинаю по нему скучать, чего-то не хватает. И думаю: а ведь, черт возьми, неплохо все получалось-то! Такой была роль МакМерфи в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки».

— Профессия репертуарного актера сложна. Семейные проблемы, плохое настроение надо оставлять за стенами театра. Какая уважительная причина может заставить тебя пропустить спектакль?

— Не знаю… Пожалуй, если только не смогу встать с постели. Температура, простуда — не в счет. Я заметил: сцена лечит. Бывает, совсем расклеился, температура высокая, кашель, нос забит, перед глазами все плывет. Собрался, вышел на сцену — и все как рукой сняло! Ты уже совсем другой человек.

«Вживаюсь в эпоху»
— Леонид, как работаешь над ролью, как вживаешься? Ограничиваешься только сценарием или ищешь неизвестные страницы жизни своего персонажа?

— Подобные спектакли и фильмы стараюсь не смотреть: не дай Бог впасть в какую-то зависимость от чужой работы. Читаю. Пытаюсь поставить своего героя в разные ситуации, вживаюсь в то время, если иная эпоха. Когда приступали к чтению сценария по роману Михаила Булгакова, специально поехал в Киев, чтобы потрогать стены того самого дома Турбиных. Бродил по Крещатику, нашел церковь, откуда выносили мать Алексея Турбина. И, когда Александр Георгиевич Баранников ставил мизансцены, я предлагал свои варианты решения. Например, как мой Алексей мог войти в комнату Лены. Я ясно представлял план дома. Вот такая реалистичность, такое погружение в атмосферу мне помогали.

— Оценка работы важна для любого актера. Для тебя чья похвала ценнее других?

— Как-то играли очередной спектакль «Пролетая над гнездом кукушки». На поклон к нам на сцену вышла зрительница, протянула мне цветок и шепнула на ухо: «Спасибо огромное! Вы играли так по-настоящему! Я там была… Не дай Бог никому…» Я даже немного испугался. В психбольницу-то я не ходил, чтобы вжиться в роль.

В профессии — главное партнерство
 Часто ли посещают сомнения, разоча­рования? Были ли моменты отчаяния и безысходности?

— Безусловно, такие моменты бывают. Вплоть до отчаяния. Но безысходность… Если только кратковременно испытывал такое состояние. Все-таки потом это проходило. Из ситуаций безысходности помогали выйти партнеры. Я редко бываю собой доволен в полной мере. Знаю, что мало знаю и мало умею. Поэтому рад подсказкам режиссеров, партнеров. Наша профессия ценна тем, что завязана на партнерстве. То, чего не вижу я, мне подсказывают коллеги. И я этому рад! Замыкаться нельзя. Один ты в эту игру не сыграешь. Хорошо получается, когда есть команда.

Вышел из аграриев
— Могла ли Калуга так и не узнать актера Леонида Клеца?

— Конечно. Я в артисты не стремился. Пришел в театр поздно. Сначала закончил Тимирязевку, но ученые-агрономы в то время стране были не нужны. И я успешно начал торговать на рынке метизами, совмещая это дело со студенческой самодеятельностью. Как-то наше выступление на «Студвесне» увидел Александр Кривовичев и предложил мне и Коле Машкову поступить на калужский курс ГИТИСа, который набирал Александр Плетнев. Мне было 24 года, жена, уже родился Кирилл. Но я рискнул. И… обрек семью на полуголодное существование. Через год мне поступило сразу несколько заманчивых предложений по сельхозпрофессии, одно даже из Тулы. Я бросил ГИТИС, забрал документы и… оказался у разбитого корыта. Все финансово привлекательные перспективы растворились как дым. А Кривовичев и Плетнев как будто бы и не удивились. Александр Анатольевич принял в театр монтировщиком сцены, а Александр Борисович помог перевестись в Яро­славский театральный институт на заочное отделение. В 2001‑м меня произвели из монтировщиков в актеры.

— Если бы можно было вернуться на 17 лет назад — повторил бы этот тернистый путь или занялся бы чем-нибудь другим? Ну, как, например, Машков — бизнесом?

— Нет. Я бы, скорее всего, повторил этот круг заново. Мое место здесь, в театре.

Клец и Дембель — разные люди

— Леонид, тебя знают как человека интеллигентного, спокойного, рассудительного. И большинство ролей соответствующие. А вот роль Дембеля в «Доме восходящего Солнца» абсолютно иного характера. И злая, и комичная одновременно. В этом герое много от Клеца?

— На самом деле, я многое внес в роль от себя. Текст написал. Образ родился очень быстро, с таким юношеским вдохновением. То, что увидели зрители, было придумано дня за два до премьеры. И до сих пор этот эпизод греет душу! Каждый раз я привношу в него что-то новое. Но Дембель и Клец — это разные люди.

P. S.:
На следующий день после нашей беседы, 23 марта, в театре показывали «Сирано де Бержерак». Леонид Клец заменил Сергея Корнюшина в роли капитана Карбона. Это был его первый ввод. Спектакль прошел на ура. Зрители провожали актеров овациями! Никто даже и не подозревал, что один из них был болен и играл с температурой под 39.

«Калужский перекресток» поздравляет всех калужских актеров и театральных работников со Всемирным днем театра!

Новости по тегу
Лента настроения
4 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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