Посидишь среди кружева – и о проблемах забываешь
В школьном музее собрали коллекцию предметов быта наших предков.
В школьном музее собрали коллекцию предметов быта наших предков.
— Это — жаровой утюг, сюда угли засыпали, он нагревался, и только потом гладили, — шестиклассница Кристина БАЛАЕВА показывает, как пользоваться старинной утварью.
Девочка — практически штатный экскурсовод музея в лицее-интернате областного образовательного центра. Знает не только об утюгах, но и о самоварах, ухватах и прочей утвари. Она может рассказать, куда что ставить и как всем этим пользоваться без электричества и газа.
Здесь нет стеклянных витрин и экспонатов, рядом с которыми можно только стоять затаив дыхание. Утюг, если захочется, можно взять в руки, пощупать зубья, взвесить и понять — с таким никаких гантелей не надо. Что такое коромысло, девочки уже тоже успели опробовать на собственных плечах.
— Если неполные ведра носить, то нормально и нетяжело, — делятся впечатлениями от первого эксперимента.
Мальчиков не видно, но они есть
Среди активистов музея — только девочки. Они рассказывают, как мастерили кукол вместе с детьми с ограниченными возможностями, как праздновали по всем правилам Пасху и все вместе лепили «жаворонков» — булочки из теста.
— А мальчишек у вас нет? Одни девочки?
Девушки пожимают плечами. Сразу видно, музей — женский: пушек нет, ружей с саблями — тоже. Зато и плетеная корзина-люлька, и обрядовые куклы, и кухонная утварь — в наличии.
— Мальчишки нам помогают! — торопится восстановить справедливость руководитель школьного музея Лидия НАЗУКИНА. — Сундук нам отреставрировали, печку сделали, прялку отремонтировали и лаком покрыли.
Для кружев и рушников — целых две комнаты
В соседних комнатах роль экскурсовода переходит к Лидии Ивановне. В одной — десятки рушников, собранных со всех районов. В другой — кружево аж с Урала.
— Я это кружево едва не проглядела! — рассказывает Лидия Назукина. — Оно у родственников в сарае на окне болталось. Уже уезжать собралась, а невестка мне и говорит: «А это забрать не хочешь?» Я как глянула, так и ахнула. Работа-то изумительная!
Огромная скатерть, действительно, сплетена из ниток. Сначала делается сетка. Внешне, да и по технологии изготовления, она напоминает рыбацкую. Затем по ней вышивают. Сколько времени и терпения нужно, чтобы создать такую красоту — и представить сложно.
— Одно из самых старых кружев у нас — директорское, — продолжает рассказ Лидия Ивановна. — Оно у него на даче лежало, ему лет 100, не меньше. Вы директора нашего Геннадия Осипова поблагодарите, пожалуйста. Он музею помогает, помещение выделил, из Ферзиковского района новые экспонаты привозит.
Со всей области — по кусочку
Экспонатами школьному музею помогает не только директор, но и родственники учеников. В образовательное учреждение приезжают дети из всех районов области, и они, побывав в музее и увидев его коллекцию, начинают расспрашивать бабушек и дедушек, нет ли у них старинных рушников, кружев и утвари. Привозят вещи со словами: «Не знаем, сохраним ли память предков, а у вас точно будут напоминать о них». Уже сейчас в собрании Лидии Назукиной — десятки образцов кружев, сделанных в разных стилях. Коллекция рушников перевалила за полсотни. И у каждого — своя история и своя география.
— Это обрядовые, для крещения, свадьбы, — Лидия Ивановна перебирает узорчатые рушники. — Бабушка моя вышивала. Она неграмотная была, поэтому вышито: «Каво люблю таму дарю». Как слышала, так и шила. Зато с вензелями. А из Мосальского района привезли рушник позапрошлого века с утками. Я впервые такую вышивку увидела!
Среди узорчатых полотенец выделяются хвастовичские. Узоры на них не вышиты, а сотканы на станке из цветного льна. Сероватая ткань и выгоревшие за десятилетия узоры подтверждают: полотенца — натуральные, старинные.
— А еще мы психотерапией занимаемся, — шутит Лидия Ивановна. — К нам частенько приходят бывшие сельские жители и просятся побыть в музее. Посидят на лавке, послушают ходики — и все проблемы отступают, покой приходит…
Уникальное уральское кружево в руках у Лидии Назукиной.
Кристина Балаева регулярно рассказывает, что конкретно должно стоять
в русской печи и как этим правильно пользоваться.
Без реставрации эти экспонаты в музее выставлять было нельзя. В порядок предметы
старины приводили мальчики на уроках труда.
— Это — жаровой утюг, сюда угли засыпали, он нагревался, и только потом гладили, — шестиклассница Кристина БАЛАЕВА показывает, как пользоваться старинной утварью.
Девочка — практически штатный экскурсовод музея в лицее-интернате областного образовательного центра. Знает не только об утюгах, но и о самоварах, ухватах и прочей утвари. Она может рассказать, куда что ставить и как всем этим пользоваться без электричества и газа.
Здесь нет стеклянных витрин и экспонатов, рядом с которыми можно только стоять затаив дыхание. Утюг, если захочется, можно взять в руки, пощупать зубья, взвесить и понять — с таким никаких гантелей не надо. Что такое коромысло, девочки уже тоже успели опробовать на собственных плечах.
— Если неполные ведра носить, то нормально и нетяжело, — делятся впечатлениями от первого эксперимента.
Мальчиков не видно, но они есть
Среди активистов музея — только девочки. Они рассказывают, как мастерили кукол вместе с детьми с ограниченными возможностями, как праздновали по всем правилам Пасху и все вместе лепили «жаворонков» — булочки из теста.
— А мальчишек у вас нет? Одни девочки?
Девушки пожимают плечами. Сразу видно, музей — женский: пушек нет, ружей с саблями — тоже. Зато и плетеная корзина-люлька, и обрядовые куклы, и кухонная утварь — в наличии.
— Мальчишки нам помогают! — торопится восстановить справедливость руководитель школьного музея Лидия НАЗУКИНА. — Сундук нам отреставрировали, печку сделали, прялку отремонтировали и лаком покрыли.
Для кружев и рушников — целых две комнаты
В соседних комнатах роль экскурсовода переходит к Лидии Ивановне. В одной — десятки рушников, собранных со всех районов. В другой — кружево аж с Урала.
— Я это кружево едва не проглядела! — рассказывает Лидия Назукина. — Оно у родственников в сарае на окне болталось. Уже уезжать собралась, а невестка мне и говорит: «А это забрать не хочешь?» Я как глянула, так и ахнула. Работа-то изумительная!
Огромная скатерть, действительно, сплетена из ниток. Сначала делается сетка. Внешне, да и по технологии изготовления, она напоминает рыбацкую. Затем по ней вышивают. Сколько времени и терпения нужно, чтобы создать такую красоту — и представить сложно.
— Одно из самых старых кружев у нас — директорское, — продолжает рассказ Лидия Ивановна. — Оно у него на даче лежало, ему лет 100, не меньше. Вы директора нашего Геннадия Осипова поблагодарите, пожалуйста. Он музею помогает, помещение выделил, из Ферзиковского района новые экспонаты привозит.
Со всей области — по кусочку
Экспонатами школьному музею помогает не только директор, но и родственники учеников. В образовательное учреждение приезжают дети из всех районов области, и они, побывав в музее и увидев его коллекцию, начинают расспрашивать бабушек и дедушек, нет ли у них старинных рушников, кружев и утвари. Привозят вещи со словами: «Не знаем, сохраним ли память предков, а у вас точно будут напоминать о них». Уже сейчас в собрании Лидии Назукиной — десятки образцов кружев, сделанных в разных стилях. Коллекция рушников перевалила за полсотни. И у каждого — своя история и своя география.
— Это обрядовые, для крещения, свадьбы, — Лидия Ивановна перебирает узорчатые рушники. — Бабушка моя вышивала. Она неграмотная была, поэтому вышито: «Каво люблю таму дарю». Как слышала, так и шила. Зато с вензелями. А из Мосальского района привезли рушник позапрошлого века с утками. Я впервые такую вышивку увидела!
Среди узорчатых полотенец выделяются хвастовичские. Узоры на них не вышиты, а сотканы на станке из цветного льна. Сероватая ткань и выгоревшие за десятилетия узоры подтверждают: полотенца — натуральные, старинные.
— А еще мы психотерапией занимаемся, — шутит Лидия Ивановна. — К нам частенько приходят бывшие сельские жители и просятся побыть в музее. Посидят на лавке, послушают ходики — и все проблемы отступают, покой приходит…
Уникальное уральское кружево в руках у Лидии Назукиной.
Кристина Балаева регулярно рассказывает, что конкретно должно стоять
в русской печи и как этим правильно пользоваться.
Без реставрации эти экспонаты в музее выставлять было нельзя. В порядок предметы
старины приводили мальчики на уроках труда.