Третий эшелон

Опубликовано: 22.08.2008 15:18 0 3000

Аналитики уверены, что города с населением от 100 до 500 тысяч жителей выходят на первый план у девелоперов. В них практически отсутствует конкуренция, а доходы жителей порой выше, чем в городах–миллионниках. Заманчивые перспективы сулят и калужанам, которые могут рассчитывать на отличный шоппинг. 

Куда стоит идти девелоперам, рассматривающим возможность строительства в регионах? На этот вопрос решили ответить аналитики «Торгового квартала», подготовившие рейтинг инвестиционной привлекательности 50 городов для девелоперов, работающих в сфере торгово-развлекательной недвижимости. 

Конкуренция рублем
Как было отмечено в исследовании, стратегии, согласно которым девелоперы «двигались» в города, уже не работают. Раньше в первую очередь рассматривались города-миллионники. Считалось, что высокая конкурентоспособность населения создает высокий уровень жизни и именно это обеспечивает приличные обороты торговли. Как подтвердил главный исполнительный директор компании Finstar Properties Сергей Храмов, рынок торговых центров в городах-миллионниках близок к насыщению. Риск повышенной конкуренции между торгово-развлекательными комплексами нивелируется как большим количеством жителей, так и их относительно высокими доходами.
Теперь в поле зрения девелоперов попали наиболее перспективные города с населением менее 500 тысяч жителей, так называемый «третий эшелон». 
Директор департамента исследований компании «Торговый квартал» Евгений Ковров отмечает, что показателей по обороту розничной торговли и общественного питания уже недостаточно, чтобы оценить уровень жизни населения города. На первый план выходят такие критерии, как текущая обеспеченность торговыми площадями плюс перспективы обеспеченности города подобными торговыми площадками. 
При определении приоритетных городов для будущего строительства торгово-развлекательных центров аналитики учитывали инвестиционную активность, данные о количестве торговых площадей и среднедушевые доходы. 
По мнению аналитиков «Торгового квартала», до 2010 года самыми привлекательными городами для девелоперов станут Калуга, Казань, Челябинск, Пермь, Ижевск, Владивосток, Ярославль, Кемерово, Иркутск, Новокузнецк, Магнитогорск, Ставрополь, Нижний Тагил, Сочи и Белгород. В зоне умеренного риска окажутся Нижний Новгород, Омск, Уфа, Красноярск, Тольятти, Барнаул, Оренбург, Тула и некоторые другие. В числе невыигрышных городов оказались Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Волгоград, Воронеж, Саратов, Краснодар и т. д.

Торговая Мекка
— Многие ритейлеры заявили об активной экспансии за пределами московского региона, где более низкие арендные ставки и более доступные земля и недвижимость, — отмечает аналитик ИГ «КапиталЪ» Марина Самохвалова. — При этом компании начинают развиваться в смежных с Московской областью регионах. В частности, Калужская область интересует практически всех игроков, работающих в сегменте гипермаркетов.
К концу этого года шведская компания «Центрумутвеклинг Россия Хокан Карлссон АБ» построит современный торгово-развлекательный комплекс (ТРК) «Центрум-парк Калуга». Общая площадь комплекса составит 44 тысячи кв. м. Он разместится на площади в 32 гектара между 30 и 31 микрорайонами по улице Московской. Пользоваться услугами комплекса будут не только калужане, но и жители соседних регионов. Здесь посетители смогут совместить возможности удобного шоппинга и отдыха. Комплекс будет включать в себя около 100 модных магазинов, рестораны быстрого питания, развлекательный центр с кинотеатрами, боулингом, детскими игровыми площадками. «Центрум-парк» начнет функционировать в Калуге уже в декабре. В полном объеме ТРК заработает в марте 2009 года. 
— Мы считаем, что у Калуги блестящие экономические перспективы. Наш приход, с одной стороны, признание этого факта, с другой — предпосылка к дальнейшему развитию региона, — отметил региональный директор «МЕТРО Кэш энд Керри» по России и Украине Андреа Мартинелли.
Вслед за немецкой сетью «МЕТРО», которая в конце 2008 года построит в Калуге торговый комплекс на 7,5 тыс. кв. м, в регион придет еще один крупный оператор. На 2009 год запланирован приход в Калугу и немецкой компании Globus SB-Warenhaus & Co. RG, которая управляет сетью Globus, насчитывающей 53 гипермаркета в Германии, Чехии и России, а также 49 магазинов стройматериалов и девять магазинов электронной техники. Годовой оборот холдинга составляет 4,1 млрд евро. На российский рынок компания вышла в 2006 году, создав дочернее ООО «Глобус» и открыв гипермаркет в Щелкове стоимостью 35 млн евро. Сейчас компания управляет тремя российскими гипермаркетами: в Щелкове, Климовске и Владимире. Площадь торговой точки в Калуге составит порядка 25 тыс. кв. м, инвестиции в строительство — около 800 млн рублей. «Гипермаркеты Globus могут выиграть как за счет хороших локаций, так и за счет собственного производства. В отличие от других игроков, которые занимаются только собственной выпечкой, в магазинах компании производятся даже некоторые мясные продукты, которые недорого стоят», — считает председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко. 

Брэнды атакуют
В «Торговом квартале» отметили важную тенденцию, которая может повлиять на развитие регионального рынка торговой недвижимости. Она связана с изменением структуры арендаторов. По словам вице-президента и коммерческого директора компании «Торговый квартал» Эльзы Розенталь, сегодня реалии российского рынка таковы, что девелоперам приходится работать с довольно ограниченным набором торговых операторов, представленных на рынке. «В результате во многих ТЦ как в Москве, так и в регионах мы имеем почти идентичный набор арендаторов», — говорит она. Такая ситуация заставляет девелоперов вести настоящую борьбу за арендаторов, которых они хотят видеть в своих ТЦ. «Изменения, которые, по нашим прогнозам, могут в ближайшем будущем стать совершенно новым трендом на рынке торговой недвижимости — это явные подвижки в сторону пересмотра роли якорных арендаторов в пользу одежных брэндов», – объясняет Эльза Розенталь. По ее мнению, операторы модной одежды наряду с привычными якорями генерируют существенные потоки посетителей. Когда все уже накупили стиральных машин и телевизоров, «эстафетная палочка» переходит в руки fashion-операторов — потребитель устремляется туда.
Сергей Храмов (Finstar Properties) считает, что девелоперы по-прежнему активно привлекают в качестве якорей продуктовые супермаркеты и магазины бытовой техники и электроники. Эти ритейлеры активно развиваются и охотно «садятся» в новые ТЦ. То, что все чаще среди крупнейших арендаторов появляются сети DIY — «сделай сам» (формат магазинов, занимающихся продажей товаров для дома, ремонта и строительства, например, IKEA), — вполне объяснимо. Рынок активно растет на 20–30% в год, а в связи с увеличением темпов строительства жилья покупатели DIY становятся дополнительной целевой группой. Дополнительный поток покупателей, который может обеспечить магазин DIY, составляет 5–7 тысяч человек в будни и 10–12 тысяч человек — в выходные. «Что касается fasion-индустрии, на мой взгляд, дело не в том, что потребители «насытились» магазинами электроники, а в том, что на региональный рынок выходит все большее количество новых торговых марок. Соответственно, у собственников появляется возможность увеличить доходность объекта, увеличив площади под сдачу в аренду магазинам одежды и обуви», — утверждает он.

Материал подготовлен по данным исследования компании «Торговый квартал», ПРАЙМ-ТАСС и РБК daily.
Автор: Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 22.08.2008 15:18 0 3000
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев