На Каменный мост ушло 680 кубометров бетона
В ходе реконструкции строители установили 1250 погонных метров буроинъекционных свай.
![](/image/uploads/images/0002/m1.jpg)
3 февраля 2010 года. Реконструкция моста входит в завершающую стадию.
В столь долгожданный для горожан торжественный день вполне логично вспомнить о его истории и реконструкции.
Каменный мост представляет значительный интерес не только как памятник архитектуры, но и как образец инженерного искусства. Он строился с 1777 года по проекту Петра Романовича Никитина, первого архитектора Калужского наместничества. Мост соединял центральную часть Калуги с Завершьем. В настоящее время находится в створе улиц Баженова и Пушкина.
Длина Каменного моста оценивается от 110,52 до 122 метров. Большая глубина оврага заставила архитектора применить необычное решение - мост имеет 15 арочных пролетов полуциркульного очертания. Потому его нередко сравнивают с древнеримскими акведуками, сходство с которыми особенно наглядно в центральной части, где высота моста достигает 22 метров, и арки у него в 2 этажа.
Первоначально кирпичные опоры и своды поддерживали деревянное мостовое полотно. В 1840 году были установлены существующие перила. В середине XIX века выполнена перекладка поперечных кирпичных сводов.
В XX веке мост неоднократно ремонтировался, и в начале прошлого века была устроена железобетонная многопролетная ребристая плита проезжей части. При реконструкции 1974-75 гг. вместо старого дорожного полотна с засыпкой была уложена монолитная плита усиления, устроены парапетные ограждения.
Авария с обрушением части дорожного полотна, произошедшая 10 апреля 2009 года, затронула общее состояние моста, который интенсивно эксплуатировался, в том числе для проезда большегрузного автотранспорта, более 200 лет.
Ремонтно-реставрационные работы на федеральном памятнике ведутся ЗАО «Строительной компанией «АРС-Центр», имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации памятников и большой опыт работы на объектах культурного наследия.
Сегодня, с открытием рабочего движения по мосту, вопрос аварийности снят, и первый этап ремонтно-восстановительных работ по мостовому сооружению завершится.
Строительной компанией применены новые технологии по усилению несущих конструкций кирпичных столбов, использованы малогабаритные механизмы, способные проводить в условиях стесненности и трудных подходов установку буроинъекционных свай на любую расчетную глубину и установку крепежных элементов, металлических связей и затяжек.
При строительстве нового пролетного строения:
- было уложено 680 куб.м бетона;
- установлено 1250 погонных метров буроинъекционных свай;
- 16,8 тонн металлических тяжей и затяжек;
- в настоящий момент отреставрировано 850 куб.м кирпичной кладки;
- воссоздано и установлено 15,6 тонн чугунного ограждения.
Сейчас ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в том числе по перекладке белокаменного карниза и лицевой кладке фасадов моста в специально оборудованном укрытии.